Появление агроклассов продиктовано временем, когда запросов от сельхозпроизводителей больше, чем желающих строить свою карьеру в агропромышленной сфере.
Проблема кадрового голода в сельскохозяйственной отрасли не новая, процесс оттока молодых специалистов из села идёт уже долгое время по вполне понятным причинам. Её решением занялось Правительство РФ и Самарского региона. На это направлена политика Президента РФ В.В. Путина, который уверен, что важнейшим фактором успешного решения задач, стоящих перед агропромышленным комплексом, является современная система подготовки кадров:
"Необходимо наполнить аграрное образование современным содержанием, чтобы молодые специалисты получали самые передовые знания и востребованную профессию, принимали участие в перспективных исследованиях и проектах и в дальнейшем успешно строили свою карьеру в сельском хозяйстве, применяли прорывные технологии".
Посыл Президента поддержали в правительстве Самарской области. Губернатор Д.И. Азаров не раз подчёркивал необходимость подготовки кадров на местах:
"Напрасно рассчитывать, что мы откуда-то пригласим специалистов в таком количестве, в котором мы нуждаемся. Нужно растить свои профессиональные кадры".
ПРОЕКТ "Агромарафон"
Дальновидные руководители сельхозпредприятий Приволжского района растить кадры для своих хозяйств начали со школьной скамьи. "ПВ" не раз рассказывал о проекте "Агромарафон", инициированном и проводимом молодыми специалистами крестьянско-фермерского хозяйства Е.П. Цирулёва, который и направлен на раннюю профориентацию подростков, на подготовку кадров, прежде всего, для своего хозяйства.
Проект реализуется на базе Приволжской школы №1, поэтому открытие здесь агрокласса стало логическим продолжением профориентационной работы в формате "Агромарафона".
ПРОЕКТ "Агроклассы 2.0"
Инициативу по созданию агроклассов в Приволжье поддержали министр образования и науки Самарской области В.А. Акопьян, глава Приволжского района Е.Н. Богомолов, руководители сельскохозяйственных предприятий района.
Кураторы проекта в приволжских школах №1 и №2 и руководители агроклассов Д.А. Павлятчик, В.А. Жуков, Е.П. Жукова, Э.А. Яшина, М.А. Бурдаева рассказывают о работе в них увлечённо: им самим здесь интересно. И неудивительно: агроклассы двух приволжских школ оснащены по областной программе, в распоряжении педагогов и учащихся современное оборудование: лабораторные приборы для работы с биологическими объектами в стерильных условиях, шкафы суховоздушные, аквадистилляторы, метеостанция, умные теплицы, ноутбуки, цифровые биологические микроскопы.
Специальные брендированные помещения с логотипом агрокласса школы оборудовали своими силами. Сейчас здесь реализуются программы углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: математики, физики, информатики, биологии, химии, элективные курсы, а также дополнительные образовательные направления, разработанные совместно с Самарским государственным аграрным университетом, – "Сельскохозяйственная биотехнология", "Цифровые технологии в АПК", "Химический мониторинг агроландшафтов".
ЗНАНИЯ ПОЛУЧАЮТ НА ПРАКТИКЕ
• В распоряжении семи десятиклассников Приволжской школы №2 и их руководителя Д.А. Павлятчика – профессиональная метеостанция. Такие же используются в одном из хозяйств района, которое и стало базовым для школьников, занимающихся в агроклассах. Это крестьянско-фермерское хозяйство Е.П. Цирулёва. Именно там они на практике могут применить полученные знания, испытать системы, придуманные под руководством преподавателя, набраться опыта. Пока юные аграрии используют метеостанцию на школьных практических занятиях, весной планируют выехать на поля сельхозпредприятия, делать замеры температуры и влажности воздуха, скорости ветра там.
Актуальна и интересна система "Умная теплица". Ребята сами программируют, собирают и отстраивают тепличный комплекс, в нём – вентиляцию, автополив, контроль температуры, освещение, ультрафиолетовый спектр. "Учимся тонкостям у "тепличных" специалистов в хозяйстве Е.П. Цирулёва", – говорит Д.А. Павлятчик.
• В биологической лаборатории В.А. Жукова всё по-настоящему. В питательную среду, приготовленную ученицами биологического агрокласса, помещены растения, над которыми они проводят эксперимент – клонирование. "Наблюдали за работой лаборантов с микрокартофелем в лаборатории базового хозяйства, – рассказывает Владимир Александрович. – Теперь хотим попробовать сделать это в своей лаборатории, школьной. Надеемся, получится".
Педагог отмечает, что ученицам заниматься "научной" работой нравится. "А если они и не выберут своим призванием сельское хозяйство, – говорит педагог, – те универсальные знания, которые проект даёт, пригодятся им в другой сфере. К тому же, занятия в агроклассе добавляет 10 баллов к результатам ЕГЭ".
Куратор проекта "Агроклассы 2.0" Приволжской школы №1 М.А. Бурдаева отмечает, что открытие агроклассов для них стало логическим продолжением школьного проекта "Агромарафон".
Всем своим собеседникам я задавала в заключение один и тот же вопрос: "Агроклассы надолго в вашей школе?" Ответ был одинаков: "В нашей школе точно надолго: за этим стоит будущее сельскохозяйственной отрасли, а значит, и будущее района в целом".