В глазах детей неподдельный интерес, малыши как губка впитывают новую информацию. Ирина Николаевна Рубцова точно знает, как удержать внимание непосед, ведь за 36 лет профессиональной деятельности вырастила уже несколько поколений приволжцев. В этом году педагог в очередной раз была признана лучшей в своем деле, получив 1 место в муниципальном этапе конкурса "Воспитатель года".
НИКОЛАЕВНА
Пятилетние ребята зовут ее Николаевна, обращаются на "ты" – она не исправит, не одернет. Малыши доверяют ей и считают своей, почти родной. Пока беседуем, постоянно подходят с вопросами. Скромная, с внимательным взглядом, от нее идет простое человеческое тепло. И дети тянутся. По тому, как Ирина Николаевна рассказывает о своих воспитанниках, становится понятно, что она эмпат – человек, который умеет "настраиваться на волну" другого и считывать его состояние. Главные "инструменты" ее работы – терпение, внимание, наблюдение. От нее ничто не ускользнет. Воспитатель отлично знает, что порой все, что нужно малышу – искреннее, доброе отношение, и если ребенок просит подержать его за руку или приобнять, то обязательно обнимет.
ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГ
Уроженка села Приволжье воспитанию детей посвятила всю жизнь. Окончив Сызранское педагогическое училище, вернулась в родные края. Три года проработала в детском саду "Дюймовочка" и еще тридцать три – воспитателем детского сада "Теремок", структурного подразделения ГБОУ СОШ №1, где трудится и по сей день. Звание "Воспитатель года" в родном селе получает уже четвертый раз, в этом году стала еще и дипломантом окружного этапа конкурса, проходившего в Чапаевске.
Главной своей задачей Ирина Николаевна считает воспитание в детях самостоятельности и инициативы, желания познавать окружающий мир. Ее "конек" – творческое развитие изобретательных способностей детей, нетрадиционная изобразительная деятельность. Особенно воспитанникам и другим педагогам по душе пришлась идея рисования на пищевой пленке. Все просто и без лишних трат –пленка натягивается между стульями или специальными стойками (в группе или на улице), дети рисуют красками и гуашью. Прозрачность материала дает простор для воплощения самых разных идей, ну а темы рисунков (семья, страна, родная природа) педагог задает в рамках программы патриотического воспитания, которой уделяет большое внимание. С юных лет ребята понимают, что каждое дерево, каждый куст рядом с их домом – уже Родина.
РАЗГОВАРИВАЙТЕ
С ДЕТЬМИ
Воспитатель категорична в отношении гаджетов: не больше двадцати минут в день! По мнению Ирины Николаевны, ребята, которым взрослые постоянно включают мультфильмы, дают в руки телефон по первому требованию – очень возбудимы, ведь они не бегали, не играли в активные игры, чем должны заниматься дошкольники большую часть времени, а значит не выплеснули свою энергию. В будущем такие дети становятся пассивными, им не хочется играть со сверстниками, гулять, что-то придумывать. "Живое общение и физическую активность ничем не заменить", – резюмирует педагог.
На занятиях в группе один из ребят плохо запоминает геометрические фигуры. Когда он рисует треугольник, Ирина Николаевна спрашивает, что именно делает мальчик, чуть позже вновь напоминает о треугольнике, закрепляя информацию. "Важно проговаривать, обсуждать с детьми каждую мелочь, – говорит воспитатель. – Тогда они раскрепощаются, легче раскрываются их творческие задатки, дети с большим интересом познают окружающий мир".
Если ребенок непослушен, часто ссорится с другими – это звоночек, который в первую очередь может сигнализировать как о нехватке, так и переизбытке внимания (чрезмерной избалованности). И тут важно разобраться. Спокойный разговор с ребенком по душам часто многое проясняет. Впрочем, для особо активных непослушников в группе есть "умный стульчик" – посидев вдали от своих сверстников и игровой зоны пять или десять минут, подумав, как правило, ребенок меняет свое поведение.
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР
Дети тонко чувствуют неискренность, фальшь. Если будешь с ними сухой, формальной, заслужить их любовь не получится. По мнению Ирины Николаевны, невозможно работать с детьми, не отдавая при этом всего себя. Но и в ответ получаешь много, ведь они такие искренние и непосредственные. "Бывает, приходишь на работу без настроения, но проведешь час в компании ребятни и "тучи" рассеиваются, хочется вместе с ними радоваться и улыбаться", -–рассказывает женщина.
Среди воспитанников Ирины Николаевны – будущие учителя, полицейские, врачи. Дети с удовольствием говорят на тему будущих профессий. В этом возрасте большинство из них хотят быть похожими на родителей, личный пример которых играет особо значимую роль.
Собираясь на прогулку, воспитатель и ребята берут с собою леечки и маленькие грабли, педагог показывает малышам азы ухода за участком. "Своим примером я стараюсь ненавязчиво прививать им любовь к окружающей природе, к труду. Конечно, в игровой форме, ведь все детство – это игра", – улыбается педагог. – "Задача нас, взрослых, – постоянно стимулировать фантазию и воображение ребят, превращая каждый новый день в увлекательное приключение".