...начальник отдела образования администрации Себежского района С.М. Везовитов с педагогами образовательных учреждений района и сотрудниками библиотеки.
На сегодняшний день проблема потери интереса населения к чтению и, как следствие, снижение уровня грамотности, особенно в подростковой и молодежной среде, является одной из самых актуальных. Некогда самая читающая нация находится на грани утраты своей культурной традиции. Если сегодняшние дети – наше будущее завтра, то стоит задуматься: а каким оно будет, это будущее?
Падение престижа чтения среди молодого поколения вызывает беспокойство по ряду причин. Обеднение интеллектуальной и эмоциональной сфер развития, которые влияют непосредственно на формирование личности; понижение общей культуры и успеваемости в школе; скудость словарного запаса и, как следствие, речевой грамотности – это не предел последствий, к которым может привести отсутствие заинтересованности свободного чтения среди подростков. А между тем, данные исследований показывают, что между читающими и не читающими людьми имеется значительная разница в интеллектуальном развитии. Первые, как правило, имеют творческое воображение и обладают богатой фантазией, точнее формулируют свои мысли и лучше владеют речью. Кроме того, вести беседу с книголюбом значительно приятнее, ведь он может поддержать практически любую тему. Также стоит добавить, что читающий человек более склонен к объективному восприятию и критическому мышлению, самостоятельности в суждениях и поведении. Так почему же современный молодой человек добровольно отказывается от самого настоящего богатства?
Цивилизация = деградация?
Причин, по которым происходит падение престижа чтения, много. Например, по данным статистики, на сегодняшний день чтение занимает 4-6 место в рейтинге досуговой деятельности среди молодежи. Детей больше не интересуют сказки, которые читали "запоем" их бабушки и дедушки, подростков уже не трогают проблемы персонажей их возраста из таких известных произведений как "Чучело", "Дикая собака Динго" и пр., взрослые не находят гармоничного покоя и уединения после трудного рабочего дня за чашечкой чая и любимой книгой.
Наверное, одна из первых проблем понижения уровня чтения книг – появление сети Интернет и гаджетов практически в каждом доме. Вместе с ними на "помощь" уничтожения свободного времени пришли социальные сети и всевозможные приложения, но самое ценное – поисковые системы. Не нужно больше идти в библиотеку, дотошно искать в книгах необходимую информацию и внимательно вчитываться в строчки, чтобы вынести из них самое главное. Яндекс в помощь! И не важно, насколько найденный материал соответствует действительности и какой долей процента достоверности обладает. Рукам современного ребенка намного привычнее держать в руках гаджет, нежели книгу. И от этого можно сделать шаг навстречу следующей проблеме – изменение домашней среды.
Семья является особым социальным институтом, который оказывает главную роль в развитии ребенка, а также открывает для него мир культуры. И тут снова появляется масса факторов, которые непосредственно влияют на приобретение читательской культуры молодым поколением. Можно говорить о разном уровне дохода семьи, неравенстве возможностей, наличии/отсутствии читательской атмосферы в домашней среде, расхождении интересов и так далее, но самым главным "рычагом" к прививанию любви к книжному богатству являются родители. В одних семьях приобщением детей к чтению занимаются еще в дошкольном возрасте, тогда как в других им не занимаются вообще. Совместное чтение книг в семье стало вымирающим явлением, а общий сбор перед телевизором – нормой. Некоторые родители полагают, что образованием их ребенка должен заниматься исключительно учитель. Так или иначе, вывод напрашивается сам собой – воспитывать нужно не только современного ребенка, но и его родителя.
Еще одна проблема, особенно актуальная для библиотек провинциальных городов – пополнение книжного фонда новинками. Ребята интересуются современной литературой для свободного чтения, но часто библиотекари могут только грустно развести руками – в наличии нужной книжки не оказывается. Что касается Себежской районной библиотеки, сотрудницы готовы приносить свои личные книги, лишь бы молодежь была заинтересована культурой чтения.
"Мы должны воспитывать читательский вкус"
Такое мнение прозвучало среди собравшихся за "круглым столом". Учителя русского языка и литературы, воспитатели из дошкольных учреждений и библиотекари поделились проблемами, с которыми им приходится сталкиваться каждый день, культивируя любовь к книгам и чтению. Кроме обсуждения волнующих вопросов, педагоги рассказали о своих способах "борьбы" с неграмотностью и практиках привлечения ребят к внеклассному чтению; воспитатели высказали свое мнение по поводу современной интерпретации старых сказок и поделились методиками игровых форм, которые приучают малышей к книгам.
В заключение мероприятия было принято общее решение о тесном сотрудничестве учебных учреждений с районной библиотекой и совместном планировании мероприятий. Что это будет: событие городского масштаба, в котором примут участие жители от мала до велика? Тематические квесты среди стеллажей с книгами или сотрудники библиотеки решатся принять эстафету у музея и провести заинтересовавшую себежан "Ночь в библиотеке"? В любом случае каждый сознательный человек, не обделенный интеллектом и способностью объективного восприятия нынешних реалий, должен принимать активное участие в жизни своей малой родины и её юного поколения.
Не стоит забывать простую истину: люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. А нам ведь не нужно поколение бездушных рабов?