Ежегодно в канун годовщины снятия блокады Ленинграда в нашем районе проводятся встречи молодежи с очевидцами тех страшных событий, чтобы учащиеся образовательных учреждений знали свою историю, помнили подвиг предков. В этом году местом встречи стала Сосновоборская средняя школа.
Открыл мероприятие и поприветствовал собравшихся начальник отдела образования Сергей Михайлович Везовитов. Он подчеркнул, что дети должны знать правду о Великой Отечественной войне и подобные встречи уникальны, пока есть возможность слышать и видеть тех, кто все это пережил.
Первым творческим номером этого памятного мероприятия стала исполненная Ириной Петровной Жуковой под аккомпанемент аккордеона мощная песня "Все еще живы".
В этот день сосновоборские школьники посмотрели проникновенный фильм, повествующий о голоде и холоде блокадного Ленинграда, также познакомились с кадрами кинохроники. В начале сентября 1941 года в осаждённом городе осталось 2,5 миллиона человек гражданского населения, в том числе 400 тысяч детей. В ноябре умерло от голода 11 тысяч человек, в декабре – почти 53 тысячи. Рабочие получали 250 граммов суррогатного хлеба в день, служащие и иждивенцы – 125 гр. Был период, когда хлеба совсем не давали. Можно ли такое забыть? Никогда и ни в каких поколениях! Наш долг – сохранить эту память и передать её другим поколениям, которые будут после нас.
Ведущий мероприятия Павел Александрович Попов наглядно продемонстрировал всем присутствующим как выглядит норма хлеба объемом в 125 и 250 граммов. Работники школьной столовой заранее отмерили указанные нормы. Очевидцы, в чьей памяти навсегда сохранились трагические события 1941-1944 годов, сразу же возмутились, что представленный объем хлеба в разы больше того, что они получали в блокадном Ленинграде. Ведущий объяснил всем, что во времена блокады хлеб пекли не по такому рецепту как сейчас, поэтому он был гораздо тяжелее. Сегодня хлеб и пышнее, и легче, поэтому и в объеме "блокадных" граммов выглядит гораздо больше.
В продолжение темы спасительного хлеба, учитель русского языка и литературы Сосновоборской средней школы Надежда Алексеевна Быстрова чувственно прочла стихотворение Роберта Рождественского "О хлебе", написанное на основе реальных событий и повествующее о священном ленинградском хлебе – свидетеле мужества ленинградцев.
Рассказал ведущий и о "Дороге жизни" – единственной транспортной магистрали, проложенной через Ладожское озеро, а затем исполнил под гитару песню "Эх, дороги".
Во время блокады в осажденном городе работали 39 школ. Несмотря на суровые блокадные условия, Ленинградский городской комитет партии и городской Совет депутатов трудящихся приняли решение о необходимости продолжить обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников первых-шестых классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся старших классов. Общее число детей, приступивших к занятиям в блокадном городе, составляло менее четверти довоенного количества ленинградских школьников. Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Стихотворение "Я не был на фронте, но знаю" прочел ученик Сосновоборской средней школы Илья Огиенко.
Поделиться своими воспоминаниями со школьниками пришли те, кто, будучи детьми, пережили блокаду. Нина Ануфриевна Филатова рассказала, что к началу войны ей было 11 лет. Семья (родители, Нина, старший и младший братья) жила в Ленинграде, где и настигло их 8 сентября 1941 года, когда сомкнулось немецкое кольцо. Первая же бомбежка разбила все блага цивилизации – город остался без центрального водоснабжения и света. Введенная карточная система на продукты питания позволила иметь небольшие шансы на выживание. Рассказывала Нина Ануфриевна о том, как с младшим братом они каждое утро ходили за хлебом: один нес хлеб, а второй – карточки. С приходом весны они стали собирать траву, из которой затем варили похлебку. Советские солдаты любили детей, жалели, угощали сахаром или делились жмыхом. Мать Нины работала на почте, куда и перебралось семейство, т.к. зимними днями там было тепло, а ночью они спали на почтовых столах, закутываясь в свои пальто.
Отец Нины погиб под Ленинградом в 1943 году, старший брат умер во время блокады, когда ему было 16 от того, что наелся горячего столярного клея. "Страшно было только сначала, а потом мы привыкли. Мать сберегла нас с младшим братишкой, она у нас умницей была. Только благодаря ей мы остались живы. После снятия блокады она прожила 10 лет", – делилась очевидец.
Нина Ануфриевна рассказывала и читала стихи, вытирая слезы воспоминаний: "У нас и детства не было отдельно, а были вместе – детство и война".
Следующим перед школьниками выступил Борис Сергеевич Вьюсов, которому к началу войны было всего лишь 4 года. Несмотря на это, он на всю жизнь запомнил, что горячая вода – это тоже еда. Он рассказал школьникам о мужестве и стойкости ленинградцев, их сплоченности и вере, которые запали в его детскую память и хранятся до сих пор.
Когда началась война, отца забрали на фронт, мать работала на заводе, а маленького Бориса определили в детский сад, где на завтрак давали болтушку (мука, разведённая с водой). А самым страшным было то, что постоянно хотелось есть.
Борис Сергеевич поделился своими воспоминаниями о новогодней елке в 1941-1942 году. Дети были рады празднику, который для них постарались устроить взрослые, но в большинстве своем просто сидели молча и ждали праздничный обед, состоявший из супа, похожего на гороховый, и пряников, которые невозможно было раскусить. Облизав такой пряник, дети вновь прятали его в карман.
К 6 годам маленький Борис научился читать, но практически вся огромная семейная библиотека к тому времени была сожжена в буржуйке для обогрева в холодные блокадные зимы. Еще он рассказал, что благодаря находчивости одного из родственников, который умудрялся приносить с работы пропитанный керосином кирпич, всю ночь поддерживалось тепло в печи. Вспоминал он и то, как горячий кирпич взрослые совали за пазуху перед выходом на мороз и могли долгое время находиться на улице и не мерзнуть.
Рассказал он и о том, что иногда в детском саду давали дуранду – прессованный жмых, которому все дети были очень рады. Он принес на встречу со школьниками кусочек такого блокадного лакомства и дал ребятам посмотреть, подержать в руках, понюхать, что вызвало сильное оживление в зале. Завершил свое выступление Борис Сергеевич чтением записей из дневника Тани Савичевой, опубликованного ранее в одной из газет.
Еще одна жительница блокадного Ленинграда Валентина Ивановна Поплавская рассказала, что она является самой молодой свидетельницей Великой Отечественной войны. Ей было 3 года, когда сомкнулось блокадное кольцо. В ее памяти до сих пор жива яркая сцена на вокзале, когда детей отправляли в тыл. Она помнит поезд, вагон, маму, себя, стоящую у открытого окна, слезы и страдания от близящейся разлуки самых дорогих людей. И вот поезд тронулся, а мать выхватила через окно маленькую Валю и тем самым спасла ей жизнь, ведь железнодорожный состав, вывозивший детей в тыл, был разбит.
Второе сильное впечатление, запавшее в ее детскую память, связано с летней порой. Пятеро детей, одним ребенком из которых была Валентина, в открытом поле попали под авиационный обстрел, но чудом остались живы.
Рассказывала она о своем друге. Он умер вскоре после снятия блокады, но память о нем она хранит до сих пор. Вспоминала Валентина Ивановна и о том, как вся семья слушала по радио сводки информбюро и ждала голос Ольги Берггольц. Ее стихи помогли ленинградцам выжить в насквозь промерзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства. Умирающие от истощения люди слушали обращения поэтессы из черных "тарелок" репродукторов и укреплялись в вере дожить до Победы. "Берегите нашу страну и не верьте тому, кто говорит о ней плохо", – завершила свое выступление В.И. Поплавская.
О роли Себежского района в прорыве блокады Ленинграда рассказал школьникам председатель исторического общества "СоБор" Юрий Васильевич Алексеев. Он подчеркнул, что при подготовке к срыву блокады необходимо было оттянуть силы немецкой армии и решено было сделать это проведением наступления под Идрицей. Тем самым удалось отвлечь силы около 10 фашистских дивизий. В братских могилах Байкино, Старицы лежат по 2-3 тысячи бойцов, защищавших нашу свободу и мир на земле. Мы должны это помнить! Эта чудовищная трагедия никогда не должна стираться из памяти. Последующие поколения должны помнить и знать подробности о случившемся, чтобы подобное не повторилось никогда.
Пятиклассники исполнили песню "О той весне", ученики 9 класса спели "Отмените войну". Затем воспитанники СУВУ со свечами памяти в руках прочли стихотворение о войне, после чего все присутствующие на мероприятии почтили память погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания.
После долгих 872 дней блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. Ленинград ликовал! Оборона города на Неве стала символом беспримерного мужества и силы духа советского народа.
Завершилось памятное мероприятие, посвященное 75-летию снятия блокады, дружным исполнением под аккордеон жизнерадостной песни "Майский вальс" и общим фото на память.