С 1 июля произошли изменения, касающиеся оформления и оплаты больничных листов. Что это за изменения, чем они были продиктованы, что должны знать и выполнять работник и работодатель, чтобы не было взаимных претензий рассказала руководитель пресс-службы регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КБР Мадина Махова.
"Для многих граждан, нуждающихся в социальных пособиях, важно получать выплаты в короткие сроки и в полном объеме независимо от работодателя. Раньше работодатель сам начислял пособие, выплачивал его, а впоследствии, возвращал денежные средства по зачетному принципу из Фонда социального страхования. С 1 июля 2018 года на территории Кабардино-Балкарии началась реализация пилотного проекта "Прямые выплаты", целью которого является улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при назначении и получении пособий в рамках обязательного соцстрахования. Пособия рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно региональным отделением ФСС РФ по КБР в жестко установленные законодательством сроки. Новая система гарантирует получателям пособий своевременность и полноту полагающихся выплат вне зависимости от финансового положения предприятия", - объяснила М. Махова.
- Что гарантирует нам листок нетрудоспособности и при каких условиях?
- Листок нетрудоспособности (больничный лист) – это документ, удостоверяющий временную нетрудоспособность граждан, выданный медицинской организацией, который даёт право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Основания для его выдачи — болезнь или травма, беременность и роды, усыновление ребенка, уход за больным членом семьи, карантин или необходимость долечивания в санаторно-курортном учреждении. Выдавать больничные листы имеют право врачи как государственных, так и частных лечебных учреждений, имеющих соответствующие лицензии.
С 1 июля 2017 г. медицинские учреждения наравне с привычными бумажными больничными могут оформлять электронные листки нетрудоспособности. Основная цель — сэкономить время застрахованного лица, а также предотвратить возможность подделки, потери или порчи листка нетрудоспособности.
Размер выплаты по больничному зависит от стажа работы.
Пособие рассчитывается исходя из среднего заработка работника за последние 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспсосбности. При этом размер пособия определяется исходя из страхового стажа сотрудника:
- при страховом стаже до 6 месяцев величина пособия рассчитывается по МРОТ;
- при страховом стаже от 6 месяцев до 5 лет — 60% заработка;
- от 5 до 8 лет — 80% заработка;
- свыше 8 лет — 100% заработка.
- Кто сейчас оплачивает больничный лист?
- Пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, - региональным отделением Фонда за счет средств бюджета ФСС. Такой формат оплаты больничного листа предусмотрен для случаев заболевания и травмирования застрахованного лица. В остальных ситуациях оплата листа производится Фондом социального страхования с первого дня.
- Каков порядок оформления больничного?
- Листок нетрудоспособности открывается при первичном обращении работника за медицинской помощью. Это может быть как вызов врача на дом, так и обращение непосредственно в поликлинику. Больничный выдается на срок до 15 календарных дней. Фельдшер или зубной врач выдает и продлевает листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно. В день "закрытия" больничного листка работник обращается в медицинское учреждение, и если оснований для продления больничного не находится, то он получает заполненный листок нетрудоспособности на руки. Полученный работником больничный лист предоставляется в отдел кадров работодателя. При выдаче листка нетрудоспособности пациенту в электронной форме он подписывается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Чтобы оформить нетрудоспособность с помощью электронного документа, медицинская организация получает письменное согласие от получателя листа. Пациент получает только номер листа, который должен передать работодателю.
- Такое впечатление, что процедура усложнилась…
- Для работника, которому полагается пособие, схема прохождения документов фактически не изменилась. Как и прежде, он приносит работодателю документы, подтверждающие право на пособие (листок нетрудоспособности, справку о рождении ребенка и т. д.), пишет заявление, где указывает реквизиты, на которые ему удобнее получать пособие (счет в банке или почтовый адрес).
А дальше уже работодатель обязан будет выполнить свои функции, а именно в течение пяти календарных дней представить в региональное отделение Фонда информацию по наступившим страховым случаям или необходимый комплект документов на выплату пособий.
- Каковы сроки осуществления выплат?
Для работника важно вовремя представить работодателю документы, подтверждающие его право на получение пособия, и написать заявление, где он указывает реквизиты, на которые ему удобнее получать пособие (счет в банке или почтовый адрес).
Работодатель формирует комплект документов на выплату пособий и не позднее 5 календарных дней со дня получения заявления от работника направляет его в региональное отделение Фонда, которое в течение 10 календарных дней с момента получения полного комплекта документов принимает решение о назначении и выплате пособия. После чего производится выплата пособия работнику на указанный им в заявлении лицевой счет в банке или почтовым переводом. Cчет в банке должен быть открыт на работника и быть только 20-значным и соответствовать БИК в банке. Хотелось бы отметить, что реализовано перечисление по номеру банковской платежной системы "Мир", которая позволяет делать выплату только по одному реквизиту – номеру платежной карты.
- Может ли работодатель вместо работника заполнить заявление на выплату пособия?
- Работодатель может заполнить заявление, но работник должен проверить реквизиты для перечисления средств (счет в банке, почтовый адрес) и лично подписать заявление. Если в процессе обработки документов и перечисления пособия РО Фонда или банк обнаружит ошибку, документы будут возвращены работодателю для исправления. Это приведет к задержке выплаты пособия. Роспись за работника не допускается. Кроме этого, подделка подписи является преступлением по ст. 327 УК РФ.
- Каковы самые распространенные нарушения в оформлении и оплате больничного листа и куда обращаться, если у человека появились сомнения в правильности оформления и оплаты больничного?
- Больничный лист – это документ, имеющий важное финансовое значение. В случае некорректного заполнения листка нетрудоспособности может пострадать не только сотрудник, но и работодатель.
Самые распространенные нарушения в оформлении и оплате больничного листа: неразборчивые записи медицинских работников; нечеткие оттиски печати, наименования или штампа медицинской организации; наличие более двух исправлений; отсутствие указания места работы или причины нетрудоспособности.
Если подлинность больничного листа вызывает сомнение, работодатель вправе обратиться в региональное отделение ФСС РФ по КБР с запросом о проверке подлинности больничного листа.
В том случае, когда работодатель не желает оплачивать представленный листок нетрудоспособности, а работник считает его действия неправомерными, то он может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию или подать иск в суд.