Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения. В России проживает почти 46 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Поэтому вопрос изменений в пенсионной системе Российской Федерации является животрепещущим.
Дискуссии на эту тему, помнится, начались ещё в 90-е годы. В те годы я занимал должность министра труда и социальной защиты населения республики и помню, какая полемика по данному вопросу шла на всех этажах власти и в структурах гражданского общества. Она то затухала, то вновь возобновлялась с неистовой силой напряжения. Были и сторонники повышения пенсионного возраста, и его ярые противники. И те и другие приводили, как они считали, неопровержимые аргументы, подтверждающие свои позиции. Однако дальше дискуссий дело не шло.
В настоящее время правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект, в котором предусматривается постепенное изменение пенсионного законодательства. Известно, что, законопроект прошел обсуждение в профильном комитете Государственной Думы, где был одобрен и рекомендован для принятия в первом чтении. В соответствии с требованием конституции законопроект был направлен в местные законодательные органы и в исключительном большинстве субъектов он получил поддержку, в том числе и в парламенте Кабардино-Балкарской Республики. Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении и будет опубликован в печати для широкого обсуждения. Конечно, он вызовет в обществе неоднозначную реакцию. Но как человек, поживший и немало повидавший, могу сказать, что эта мера правительства непопулярная, но вынужденная. И нам представляется, что она базируется на глубоком анализе социально-экономического положения, демографической ситуации, которая сложилась в стране и все возрастающем разрыве между численностью работающего населения и людьми пенсионного возраста. Мы, правозащитники, обратили внимание на то, что государство обязуется сохранить все социальные гарантии для людей предпенсионного и пенсионного возраста, будет искать механизмы уменьшения безработицы, выведения экономики из тени, ликвидации серых схем выплаты заработной платы. Было бы желательно также разработать методы стимулирования граждан для позднего выхода на пенсию, найти рычаги воздействия на работодателей с тем, чтобы им было выгодно принимать на работу людей предпенсионного возраста. Государство также обязано обратить внимание на улучшение предоставления гражданам социальных, медицинских и жилищно-коммунальных услуг, словом создавать комфортные условия дожития для людей "серебряного возраста".
Право на достойное пенсионное обеспечение по старости относится к числу социально-экономических прав и задача социального государства, которое строит Российская Федерация, обеспечивать на деле их реализацию.