Социальная поддержка со стороны государства семей с инвалидами является важным ресурсом для их социально-экономической
адаптации.
Вопросы, касающиеся увеличения ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за гражданами, нуждающимися в
постороннем уходе, а также пересмотра условий их предоставления, очень часто ставят граждане во время приемов
перед депутатом Государственной Думы Ириной Марьяш.
Одним из таковых стало обращение гражданина Алексея Сергиенко из г. Нарткала Урванского муниципального района
КБР, по мнению которого ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами, нуждающимися в
постоянном постороннем уходе, предоставляться должны не только неработающим трудоспособным гражданам. Такое
требование автор обращения считает избыточным, поскольку уход зачастую осуществляют лица, которые не могут
претендовать на получение компенсационной выплаты, предусмотренной законодательством, в связи с тем, что получают
пенсию, выполняют надомную работу, осуществляют какую-либо деятельность, приносящую доход.
Парламентарий обратилась в адрес министра труда и социальной защиты Российской Федерации Антона Котякова с
просьбой высказать позицию по обозначенным вопросам, справедливо ли сегодня ставятся гражданами под сомнение
условия предоставления компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и их
размеры.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в адрес депутата предоставлены подробные
разъяснения по вопросам, связанным с уходом за нетрудоспособными гражданами.
Так, указывается, что ежемесячные компенсационные выплаты, предусмотренные Указом Президента Российской
Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за
нетрудоспособными гражданами" носят дополнительный характер в числе мер поддержки инвалидам. Их целью
является материальная помощь ухаживающим, Указ не ограничивает число лиц, за которыми неработающий и
трудоспособный гражданин может осуществлять уход, и создает предпосылки для многих нуждающихся лиц, лишенных
ухода со стороны родственников, получить постоянный посторонний уход на дому со стороны трудоспособных лиц. При
этом неработающий и трудоспособный гражданин может получить доход на уровне прожиточного минимума при
осуществлении ухода за 5-10 нетрудоспособными гражданами. Следует также иметь в виду, что период ухода
включается в страховой стаж для определения права на страховую пенсию наравне с другими периодами работы.
Данная мера позволяет за счет государства увеличивать индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина, не
работающего и осуществляющего уход, что впоследствии будет влиять на размер страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, в своем ответе Минтруд России отмечает, что правовой институт ежемесячных компенсационных выплат
лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, требует изменений, в связи с чем профильным
ведомством в настоящее время прорабатываются различные варианты, направленные на его реформирование, с учетом
четкой регламентации категорий нуждающихся граждан.
"Наше государство оказывает много различных мер социальной поддержки, и адресность социальных
выплат должна быть закономерной и понятной. Уже сейчас на рассмотрении Госдумы находится проект
федерального закона "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за
инвалидами I группы", согласно которому предлагается предоставить неработающим трудоспособным
гражданам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства I группы),
право на получение ежемесячной компенсационной выплаты в размере 10 000 рублей в целях соблюдения
принципа социальной справедливости, обеспечения инвалиду 1 группы полноценного ухода в привычных
для него условиях проживания.", – отметила парламентарий.