Над Солдатской в небе высоком
Бой кипел, беспощадный бой.
И охваченный пламенем сокол
Крылья гордо простёр над землей.
Словно Данко, факельным светом
Он горел до последних сил…
Не забыли в станице об этом,
О герое народ не забыл…
А. Сорокин
В парке ст. Солдатской расположен памятник летчикам, погибшим в небе над станицей в дни обороны Кавказа в 1942 году. Он представляет
собой сложенный из камня шпиль, на нем пропеллер от самолета и приспущенное Красное знамя. Там покоится прах Героя Советского Союза
капитана И. М. Пилипенко, старшего лейтенанта Ф. И. Патария, лейтенанта
В. Н. Макунина и двух неизвестных солдат.
Биография
Пилипенко Иван Маркович — командир эскадрильи 40-го истребительного авиационного полка 215-й истребительной авиационной дивизии 4-й
воздушной армии Закавказского фронта, капитан. Родился 15 августа 1912 года в селе Щербиновка города Дзержинска в семье крестьянина.
Окончил начальную школу. Работал в сельском хозяйстве, затем на шахте № 11-12. Позже трудился на заводе имени Фрунзе в городе
Константиновка.
В 1933 году по комсомольской путёвке он был направлен на учебу во вторую Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу
пилотов имени В. П. Чкалова. В 1937 году окончил её. Служил лётчиком, командиром звена и эскадрильи в истребительных авиационных частях.
Член ВКП (б) с 1939 года. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
417 фронтовых дней...
С немецко-фашистскими захватчиками летчик-истребитель Иван Пилипенко сражался с 10 августа 1941 года по 2 октября 1942 года. Немногим
более года. Точнее, 417 фронтовых дней. За это время он произвёл 520 боевых вылетов, провел 83 воздушных боя, уничтожил 13 вражеских
самолетов лично и 29 в групповых схватках, еще несколько машин ликвидировал на земле при штурмовках.
Трудное это было время. На юге страны сложилась напряжённая обстановка. В ожесточённых боях на Левобережной Украине войска Юго-
Западного и Южного фронтов понесли большие потери и отступили. Противник, имея превосходство на данном направлении в живой силе и
технике, 21 ноября 1941 года овладел Ростовом-на-Дону. Однако уже 29 ноября под ударами наших войск и авиации, фашисты оставили город, и
отошли на 60-80 километров. Так были сорваны планы немецкого командования по прорыву на Кавказ.
До лета 1942 года советские войска сдерживали продвижение противника. Авиация фронта активно прикрывала пехоту, вела воздушные бои,
наносила массированные удары по боевым порядкам, аэродромам, транспортным узлам и коммуникациям. В этот период в полную силу проявились
опыт и мастерство Ивана Пилипенко.
С первых же боёв ведомые им лётчики доверяли своему командиру. Он был старше по возрасту всех пилотов эскадрильи: войну встретил в 29 лет,
до этого 8 лет прослужил на Дальнем Востоке, имел немалый опыт. Это и способствовало удачам в боях. Отличаясь исключительным спокойствием
и выдержкой, Иван Пилипенко был дерзок и бесстрашен в бою. Сотни раз он водил лётчиков своей эскадрильи на боевые задания, вступал с врагом
в неравные поединки и с победой возвращался на свой аэродром.
С началом июля 1942 года всё жарче становилось на земле и в воздухе. В ходе предпринятого наступления противник захватил Донбасс, вышел к
большой излучине Дона и непосредственно угрожал Кавказу и Сталинграду. Войска Южного фронта из-за возможного окружения вынуждены были
вторично оставить Ростов-на-Дону.
Но за каждую пядь советской земли враг расплачивался кровью. В августе и сентябре 1942 года бронированные колонны противника настойчиво
рвались к грозненской нефти. На перевалах и горных дорогах день и ночь не утихали ожесточённые бои. Воины Закавказского фронта стойко
защищали каждую пядь родной земли. Лётчикам приходилось иногда в день делать 5-6 вылетов на штурмовку вражеских войск, аэродромов, баз,
переправ.
Благодаря активной поддержке авиации нашим наземным войскам удалось на склонах Кавказского хребта окончательно остановить наступление
противника. Роль авиации в условиях Кавказа приобрела особое значение, так как на высокогорных участках фронта наземные войска не могли
применить танки, тяжёлую артиллерию. Их с успехом заменяла авиация.
В станице Солдатской Прохладненского района Кабардино - Балкарской АССР, на северной окраине которой фашисты построили крупный
аэродром, наша воздушная разведка обнаружила более 30 самолётов противника различных типов. Командование 4-й Воздушной армии решило
нанести ряд штурмовых ударов по скоплению авиации противника. Один из них – по аэродрому Солдатская - было приказано произвести лётчикам
40-го истребительного авиационного полка.
2 октября 1942 года группа истребителей в составе шести И-153 и пятнадцать И-16 во главе с капитаном Пилипенко совершила внезапный налёт на
аэродром Солдатская. При подходе к цели ведущий заметил, как от земли отрываются 2 самолёта. В паре со своим ведомым – лётчиком П.
Додоновым – он кинулся на них. С первой же атаки оба Ме-109 были сбиты. Попытавшаяся взлететь вторая пара вражеских самолётов в панике
столкнулась на взлёте и рухнула на землю. Проштурмовав аэродром, Пилипенко зажёг ещё 2 истребителя Me-109 на земле. Число горящих
фашистских самолётов на лётном поле под штурмовыми ударами лётчиков Пилипенко непрерывно увеличивалось.
Противник, не имея возможности поднять в воздух свои истребители, вызвал подкрепление с соседнего аэродрома. Вскоре около 20 "Мессеров"
атаковали наши самолёты, завязалась ожесточённая схватка. Умело сманеврировав, Пилипенко срезал круг одному из Ме-109 и меткой очередью
сразил его. Только вышел из атаки – прямо на него шёл новый "Мессер". Вот с ним командующий эскадрильи и сошёлся в лобовой атаке. Додонов
видел, как командир решительно подворачивает тупой нос своего самолета , целясь в Ме-109. Понял – командир не свернёт с намеченного курса, не
откажется от принятого решения. У немца же наверняка не выдержат нервы: в последний момент рванёт штурвал на себя, чтобы уйти вверх, вот
тогда комэск и ударит из всех стволов. Стремительно сближаясь, машины неслись навстречу друг другу. Все ждали, что немецкий лётчик в
последний момент отвернёт, как обычно и происходило. Но тот не отвернул: истребители столкнулись на лобовых курсах...
Их суммарная скорость была более 1000 километров. Огромное облако взрыва потрясло воздух. Веером разлетелись куски дюраля, осколки плекса и
клубящиеся в огне и дыму искорёженные конструкции самолётов, переворачиваясь и вращаясь, устремились к земле... Потрясённый гибелью своего
командира противник ослабил натиск, чем и воспользовались наши лётчики, сбив ещё несколько машин.
В результате этого налёта на земле было уничтожено 24 вражеских самолёта, ещё несколько – в воздухе. Однако и наши потери оказались
немалыми – только 40-й истребительный авиаполк потерял 4 машины. Все наши лётчики погибли.
Ночью жительницы станицы, члены колхоза "Заветы Ленина" Анна Сушко, Татьяна Горожанкина и Екатерина Марченко, несмотря на грозившую
опасность, пробрались к обломкам самолёта, нашли и захоронили останки лётчика.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими
захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года Пилипенко Иван Маркович посмертно удостоен звания Героя
Советского Союза. После освобождения станицы Солдатской в январе 1943 года И. М. Пилипенко был поставлен памятник. Приказом Военного
совета фронта патриотки А. Сушко, Т. Горожанкина и Е. Марченко были награждены медалью "За отвагу".