Закон "О защите прав потребителей" устанавливает права потребителя на оказанные услуги надлежащего качества и
безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, получение информации об услугах, об их
исполнителе.
Исполнитель обязан
Выполнять предусмотренные правилами технической эксплуатации и регламентом работы по обслуживанию и ремонту
жилого дома, объектов коммунального назначения, а также благоустройству территории для обеспечения удобства и
комфортности проживания потребителя, предоставления ему коммунальных услуг требуемого качества.
Заключать или продлевать договоры о предоставлении жилищных, коммунальных услуг с потребителями, а также
разъяснять им условия и порядок заключения таких договоров.
Обеспечивать сохранность жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры: коммунальных сетей,
внутридомового и внутриквартирного инженерного оборудования; доводить до потребителя правила пользования
внутриквартирным инженерным оборудованием и приборами учета.
Не допускать причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей вследствие нарушений регламента работ,
стандартов, нормативов и параметров качества.
Использовать при проведении работ аттестованный в установленном порядке персонал, имеющий в необходимых
случаях личные санитарные книжки.
Предупреждать потребителя не позднее чем за четырнадцать суток о плановом временном отключении коммунальных
услуг с указанием причин и продолжительности. При ликвидации угрозы жизни и безопасности граждан или аварии извещать
потребителя о причинах прекращения или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также уведомлять
потребителя об ожидаемой продолжительности отключения.
Обеспечивать восстановление работоспособности коммунальных объектов при аварийном отключении потребителей,
не превышая установленных стандартами предельных сроков.
Рассматривать поступившие от потребителя заявления и претензии, принимать необходимые меры по их разрешению
не позднее трех рабочих дней, а при ухудшении качества условий проживания, угрозе разрушения жилища и
коммунальной инфраструктуры, вреда жизни и здоровью граждан — немедленно.
Вести расчеты с потребителями по объему фактического потребления с использованием приборов учета или с
применением среднестатистических нормативов.
Предоставлять собственнику жилищного фонда и контролирующему органу доступ к информации о качестве жилищно-
коммунальных услуг, в том числе к данным экспертизы тарифов, знергоаудита, лабораторного анализа состава воды,
показаний приборов учета о подаче в сеть и потреблении материального носителя коммунальной услуги, позволяющим
определять размер фактических утечек и не допускать приписок.
В течение пяти рабочих дней информировать потребителя об изменении тарифов, нормативов потребления, порядка
расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
Производить перерасчет размера оплаты каждого вида жилищно-коммунальных услуг в связи с перебоями их
предоставления, снижением качества обслуживания и извещать об этом потребителя в предоставляемом ему платежном
документе (извещении, счете-квитанции).
Доводить до потребителя платежные документы с установленной в договоре периодичностью по форме, утвержденной
органами местного самоуправления.
По требованию потребителя выверять с ним расчеты по коммунальным платежам.
Сообщать потребителю об условиях безопасного пользования жилищем, его инженерным оборудованием, а также о
возможных для самого потребителя и других лиц последствиях несоблюдения установленных требований и других
обязанностей, предусмотренных законом, иными правовыми актами и договором.
Исполнитель
жилищно-коммунальных услуг имеет право
Входить в жилище потребителя с согласия проживающих в нем лиц в целях устранения аварий и неисправностей,
обследования состояния инженерного оборудования, конструктивных элементов здания, общего имущества
многоквартирного дома и приборов учета, находящихся в жилище. Для устранения аварий, создающих угрозу жизни,
здоровью, имуществу потребителя, его соседей, допускается проникновение в жилище с соблюдением установленного
законом порядка.
Требовать возмещения убытков, понесенных в результате нарушения потребителем обязательств по оплате, и иных
убытков, причиненных потребителем из-за невыполнения условий договора.
Требовать уплаты установленных договором неустоек: штрафов, пеней.
Приостановить или ограничить предоставление жилищно-коммунальных услуг в случае регулярного уклонения
потребителя от их оплаты (невнесения платы за шесть месяцев), систематических нарушений правил пользования,
наносящих ущерб соседям или зданию. Перед приостановлением или ограничением предоставления коммунальных
услуг исполнитель обязан письменно уведомить потребителя (не менее чем за десять дней) о предстоящих мерах и
предложить ему устранить недостатки. Исполнитель вправе произвести отключение только тех потребителей,
которые допустили нарушение. Договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг взтом случае не
расторгается.
Возбуждать процедуру расторжения договора в случае существенного нарушения договора потребителем
(несвоевременности оплаты, систематических действий, нарушающих права и интересы соседей, ведущих к
повреждениям оборудования и конструктивных элементов зданий, общего имущества многоквартирного дома и прочим).
Другие права, предусмотренные законом, иными правовыми актами и договором.