Зафиксированные в майских указах 2018 года целевые показатели
социально-экономического развития будут скорректированы
13 июля 2020 года состоялось заседание совета по стратегическому
развитию и нацпроектам, на котором было принято решение о необходимости
корректировки национальных целей и их показателей. Это стало довольно
неожиданным шагом для многих, что и заставляет разобраться в причинах
таких действий. Высказывались мнения о том, что национальные цели будут
изменены, но не ранее 2022 года, когда будут преодолены последствия спада,
вызванного новой коронавирусной инфекцией. Тем не менее, решение о
необходимости их корректировки уже принято.
Экспертное мнение декана факультета экономики, управления и
права Северо-Кавказского института РАНХиГС, кандидат
экономических наук Оксана Ступникова
Одной из серьезных причин явилось внесение поправок в Конституцию
РФ и изменение места правительства РФ в системе органов власти РФ. Более
того, внесенные в Конституцию РФ "социальные" поправки требуют
большего удовлетворения потребностей населения, а, следовательно,
корректировки национальных целей. Подчиненность деятельности органов
государственной власти национальным целям только подчеркнула
необходимость данных изменений.
Еще одной причиной явилась пандемия и последовавшее за ней
изменение бюджетной политики ввиду значительного дефицита, который
также был спровоцирован падением цен на нефть и изменениями условий
внешней торговли. Дефицит, в свою очередь, привел к невозможности
финансирования в полном объеме национальных проектов и, как следствие,
недостижению целей и их показателей в планируемом периоде (до 2024 года).
Так, сегодня становится очевидным недостижение к 2024 году цели
обеспечения доступа 97% домохозяйств к широкополосному интернету в
рамках проекта "Цифровая экономика". Похожая ситуация и с наращиванием
ввода жилья до 120 млн кв. м в год в рамках нацпроекта "Жилье и городская
среда". Схожие проблемы есть и с рядом других нацпроектов.
Напомним также о том, что председатель Правительства РФ Михаил
Мишустин ранее выступил с проектом госпрограммы развития IT, что также
вызывает необходимость его интеграции в существующие нацпроекты.
Еще одной причиной необходимости корректировки целей явилось
признание невозможности их достижения в 2019 году по причине
забюрократизированности и зарегулированности целого ряда процедур.
На совете Михаил Мишустин предложил скорректировать планы и
предусмотреть их реализацию к 2030 году. При этом хотелось обратить
внимание на то обстоятельство, что корректировка майских указов будет
проведена не только администрацией Президента РФ, а совместно с
Правительством РФ. Важно и то, что в рамках пересмотра планируется
синхронизировать сразу несколько документов: бюджетный процесс, план
восстановления экономики и корректировку нацпроектов.
Теперь важно понять, будет ли продление сроков предполагать
дополнительное финансирование, в таком случае изменения можно считать
оправданными, или средства, предусмотренные к реализации до 2024 года,
будут "размазаны" вплоть до 2030 года? Во втором случае предпринимаемые
меры становятся сомнительными.
Получается, что осенью 2020 года правительство РФ будет иметь
новый план действий до 2022 года, 2024 года, а ряд целей нацпроектов будет
достигнут не ранее 2030 года.