22 июля Федеральный закон "О молодежной политике в Российской
Федерации" внесен на рассмотрение в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации.
Документ носит правоустанавливающий характер в сфере молодежной
политики, создает фундамент для регулирования правоотношений на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях с активным
привлечением молодежи к решению значимых для нее вопросов.
О новом контуре развития молодежи и молодежной политики в России
рассказал член Совета молодых политологов Российской ассоциации
политической науки, руководитель студенческого научного общества Северо-
Кавказского института РАНХиГС Ислам Ахциев:
- Трансформация основного закона государства способствовала возрождению
вопроса о необходимости единого нормативного регулирования молодёжной
политики в стране, как одного из приоритетных направлений развития.
Закрепление в Конституции положения о том, что молодежная политика
является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ стало отправной
точкой для создания отдельного федерального закона.
Данный акт призван разграничить правовые полномочия субъектов реализации
молодежной политики, сформировать единый понятийный аппарат и
определить векторы развития молодежи в современном российском обществе.
Предметом особого обсуждения стал вопрос об увеличении возрастных границ
молодежи.
В тексте закона предлагается закрепить молодёжь, как социально-
демографическую группу, включающую лиц в возрасте от 14 до 35 лет. В
качестве аргумента приводится факт увеличения, таким образом, численности
молодежи в Российской Федерации на 12,7 млн. человек, что в совокупности
дает цифру 41 млн. Однако способствует ли искусственное увеличение
численности молодёжи позитивным изменениям сложно сказать. Так как
научных оснований для пролонгации молодости на сегодняшний день нет.
Молодежная политика является стартовым этапом, на котором необходимо
вкладывать инвестиции в развитие молодых граждан. Расширение этой
категории может привести к размыванию бюджетных средств и увеличению
льготных категорий, которые в итоге могут стать неподъёмным балластом для
бюджета государства. Кроме того не стоит забывать и об угрозе
инфантилизации общества. Для людей среднего возраста необходимо создавать
другие условия и меры поддержки, преимущественно экономического
характера.
Российская молодёжь сегодня нуждается не только в самом факте принятия
закона, но и в реальных мерах поддержки, которые не ограничиваются
форумными кампаниями и событийными акциями. Исследование ВЦИОМа
показывает, что молодые граждане называют материальное благополучие самой
значимой жизненной целью. Об этом заявляют 60% опрошенных респондентов.
На первый взгляд может показаться, что это мотивация меркантильного
характера. Однако требования молодежи весьма справедливы и обоснованы.
Молодые люди хотят чувствовать экономическую, социальную и финансовую
стабильность в своем государстве. Для обеспечения этих условий новый закон о
молодежной политике должен быть направлен на создание инфраструктуры
развития, поддержку молодежного трудоустройства, разработку мер поддержки
для молодых семей, предпринимателей, ученых и т.д.
Кроме того в молодёжной политике нужно уходить от биполярного подхода:
поддерживаем либо самых талантливых, либо самых неблагополучных
молодых граждан. В результате между крайними группами получается
прослойка, которая представляет достаточно большой процент молодежи.
Поддержка и развитие молодежи должна идти в едином контуре и в формате
многообразия. Для большинства молодых людей событийные мероприятия не
являются предметом интереса, они приходят за другими мерами поддержки, но
часто не могут их получить. Усугубляет положение и количественный подход в
оценке эффективности молодежной политики. Условно говоря, сколько человек
поучаствовало в форуме и получило раздаточный материал. Мы должны
говорить, в первую очередь, об адресных изменениях и социально-
экономическом благополучии молодежи. Только тогда есть основания говорить
о качественной молодежной политике и реальной вовлеченности в этот процесс
молодых граждан.