Открыв эту книгу, вы будто действительно садитесь на пароход и плывёте в прошлое. Мимо мелькают, а иногда и степенно проплывают, города, сёла, деревни, крутые ветлужские берега и тихие спокойные заливные луга, плёсы и пристани. Иногда пароход надолго останавливается возле какой-нибудь из пристаней. Но, самое важное, что пароход этот не пустой, он наполнен множеством людей. Самых разных, с причудливыми судьбами и характерами, с неизменным ветлужским говорком, который отличишь сразу, будь ты в Париже или Конотопе. И это главное достоинство книги – люди на проходах.
Родили эту книгу, в довольно непростых авторских муках, два человека – Николай Морохин и Иван Замыслов. И если первого автора, профессора ННГУ, известнейшего исследователя Поветлужья, представлять никому не надо, то вот об авторе втором (хотя кто им раздавал номера?) знают, пожалуй, немногие.
Иван Замыслов родился на Ветлуге, в деревне с незатейливым названием Задворка, что стоит на крутом глинисто-красном яре близ Воскресенского. Место рождения во многом и определило его судьбу. Впрочем, что ж мы будем рассказывать за автора. Послушаем его самого.
– Всё детство моё прошло на Ветлуге. Нормальное деревенское детство. Сейчас, к сожалению, у наших детей такого детства точно не бывает. Родители у меня оба работали в школе. Отец хоть и был завхозом, но имел литературные наклонности, очень много читал. Выписывал едва ли не все толстые литературные журналы. Мне это врезалось в память. Мама была учителем биологии и химии. Писать я начал рано. Первая моя заметка в воскресенской газете появилась, когда я учился во втором классе. После школы немножко пометался с выбором, но природа взяла своё – поскольку мать биолог, да и сам я к этой науке был неравнодушен, поступил на биофак Нижегородского университета. В 2008 году благополучно его окончил и, хотя предлагали остаться в аспирантуре, вернулся на родину.
Тут мы сделаем небольшое отступление. Иван не зря упомянул о метаниях после окончания школы. Деревня Задворка расположена аккурат напротив (только на другом берегу Ветлуги) знаменитого затона имени Михеева – столицы ветлужских речников, где и базировался почти весь ветлужский флот. Понятно, что пытливый парнишка пропадал в затоне у речников и всерьёз намеревался посвятить себя именно речному делу. Отсюда и такой интерес к теме ветлужских пароходов.
– Вернулся я на родину, – продолжает Иван, – ещё и потому, что в деревне у меня была своя пасека, которая очень помогла во время учёбы. Когда-то у моего деда тоже была пасека, но вот именно эту (точнее, пчелиный рой) мне подарил отставной лётчик, который учил летать самого Юрия Гагарина. Выбора с работой для выпускника биофака в районе было не густо. Предлагали идти в школу, но желания у меня не было. Пошёл в лесную отрасль – сначала инженером в лесхоз, а потом руководил Нестиарским лесничеством. Довелось тушить лесные пожары 2010 года. Ничуть не пожалел, что пошёл в лесничество – столько узнал человеческих характеров! Прежде всего их и откладывал у себя в голове на будущее. В 2013 году я всё же ушёл в свободное плавание и поступил учиться на юриста, в тот же родной университет Лобачевского. О чём тоже совсем не жалею. Представлял интересы воскресенских предпринимателей в судах, в том числе и арбитражном. Опыт.
При этом всегда писал – в ящик, в стол. И свободное время, которое выдавалось, позволило вернуться к детскому увлечению рекой, её историей. Тем более, что Ветлугу на первую свою мыльницу я начал снимать ещё школьником в 96-м году. Снимал работу речников, весенний завоз и никогда не думал, что это где-то когда-то пригодится. А оно пригодилось! В 2017 году я выпустил первый набор сувенирных открыток, который назывался "Ветлуга – рабочая река" и был посвящён последним годам работы ветлужских речников, судоходству. Издавал всё на свои деньги. Что-то подарил музеям и библиотекам, что-то у меня купили. Но материал пошёл, меня стали узнавать. Через два года издал набор "Ветлуга в зеркале времени", где был отражён уже более широкий пласт – судоходство от белян и до 90-х годов прошлого века.
Почему я этим занялся? Трудно объяснить. Это, наверное, струны души. Сейчас думаю, что если бы судоходство на Ветлуге сохранилось, то наверняка я ушёл бы туда, даже точно бы ушёл. И лица речников, которых я знал… Совершенно другие лица. Они… Не то, чтобы светлые. Или добрые. Они другие. Сейчас таких просто нет. Так вот и роились идеи увековечить (хотя не очень хорошее слово, сразу на ум приходит памятник), лучше, наверное, подходит слово "рассказать" об этих людях, а, значит, и о судоходстве на Ветлуге.
Эти мои идеи благополучно пересеклись с идеями Николая Владимировича Морохина. Он представлял свою книгу "Беляна" в Воскресенском, меня на презентацию тоже пригласили. Я показал свой набор открыток и буквально в этот же день вечером он и предложил сделать книгу о ветлужском судоходстве. Притирались, прирабатывались, в результате, и получилась книга "На ветлужских пароходах".
Эту книгу действительно можно читать. У меня же ведь ещё есть большой документально-справочный сборник, который называется "Очерки к истории судоходства на Ветлуге". Почти шестьсот страниц! Он, правда, "издан" только в электронном виде, в PDF формате. Это результат того, что я собрал почти все архивы Ветлужского речного управления (с тридцатых годов прошлого века и до начала нынешнего), оцифровал, проработал. Про то, как я их собирал, отдельная история. Вернул почти из небытия. Людям далёким от этой темы сборник, наверное, не очень интересен. А вот книгу "На ветлужских пароходах" будет интересно читать всем, кто любит Ветлугу.
Книга – коллективный труд. Скажу, что работать над ней было совсем не трудно. Трений у нас с редакторами не было. Самое, пожалуй, тяжёлое – огромное количество фотографий. Все вместить в книгу невозможно, а ведь в своеобразном фотобанке у нас собралось около двух тысяч фотографий! Стоит в ноги поклониться дизайнеру книги Елене Константиновой, которая сумела точно и тонко подобрать фотоматериал к каждому разделу. Огромный труд!
Книга "На ветлужских пароходах" в Варнавине пока только в единственном экземпляре. Иван Замыслов привёз её на днях в центральную библиотеку. Надеемся, что очень скоро авторы широко представят её на суд всех варнавинских читателей.