Если бы по истечении срока полномочий в 2024 году Владимир Путин заявил: я еще на один срок останусь – это было бы незаконно. Путин обратился к нации: если народ России поддержит предложение, то я смогу иметь возможность баллотироваться, нет – уйду.
Если Путин и решит избираться на следующий срок (в случае, если поправки в Конституцию примут), это совсем не означает, что он станет президентом. Ему предстоит участвовать в избирательной кампании. А за эти годы многие расклады в стране могут измениться. Так что, рассуждать о том, что Путин этими поправками уже обеспечил себе продление полномочий, как минимум – преждевременно и провокационно. Эта поправка дает лишь право выдвигаться, а не автоматически быть избранным.
Меня удивляет то, что противники поправок вцепились в это самое "обнуление", а те, кто не читал все поправки, им верят. Почему-то, никто не говорит о том, что наряду с этим Путин внес важнейшие поправки о перераспределении полномочий!
Сам он об этом вынужден был совсем недавно напомнить: "Президент отдает от себя часть очень существенных полномочий. Если сегодня, на сегодняшний день президент сам утверждает председателя правительства с согласия Госдумы, а затем без всякого согласия парламента страны назначает министров фактически, то ситуация меняется кардинально. Теперь окончательное решение о председателе правительства принимает сам парламент, как и о министрах, а президент в предложенном варианте Конституции не имеет права их отклонить".
Я не буду касаться здесь изменений роли Совета Федерации, Госсовета – пусть люди сами почитают эти поправки. Скажу лишь об одном – таким образом нащупывается, выстраивается, конструируется баланс власти, распределения ресурсов, влияния и полномочий между институтами и ветвями власти. В России это нельзя делать резко и одномоментно – слишком сложная и большая у нас страна. Я думаю, что это только начало, и поиск более эффективных моделей власти будет продолжен в дальнейшем.