По виду деятельности "Производство транспортных средств и оборудования" наибольшее сокращение объемов производства наблюдается в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов – 79,7% к январю - апрелю прошлого года.
Сокращение рынка автомобильной техники в январе - апреле 2015 г. составило 37,2% к аналогичному периоду прошлого года. Наибольшее падение объемов продаж наблюдается на рынке легковых автомобилей – (-38,3%). В сегменте продаж автобусов, напротив, наблюдается слабый рост – на 1,3%.
По итогам четырех месяцев российский рынок занял 5 место в Европе после Германии, Англии, Франции и Италии.
Резкое снижение рынка связано с сокращением платежеспособного спроса со стороны физических и юридических лиц, вызванного макроэкономической неопределенностью и сокращением реальных располагаемых доходов населения.
За период с начала года произведено 510,2 тыс. автомобилей (-23,6% к аналогичному периоду прошлого года). Ряд производителей (КАМАЗ, Соллерс) перешли на неполную рабочую неделю. Вместе с тем, наблюдается рост производства на ОАО "АВТОВАЗ", г. Тольятти – всего с начала года объем производства увеличился на 13,7%, доля компании в производстве легковых автомобилей увеличилась до 30,4%.
В текущем году можно ожидать значительные структурные изменения в автомобильной отрасли – рост концентрации приведет к укреплению позиций компаний, ориентированных на долгосрочное присутствие на российском автомобильном рынке. Часть игроков уйдет (соответствующее решение
уже принято концерном GM), их позиции будут замещены оставшимися производителями.
Снижение курса рубля в сочетании с последовательной поддержкой рынка со стороны государства
позволит компаниям отрасли сформировать перспективный задел для импортозамещения.
Соответствующие тенденции уже нашли отражение во внешнеторговой статистике – сокращение объемов и импорта легковых автомобилей по отношению к аналогичному периоду прошлого года составило 51,8%, грузовых автомобилей – 45,9%.
В условиях резкого сокращения внутреннего спроса дополнительным позитивным фактором, сглаживающим отрицательную динамику объемов производства, может стать рост экспортных поставок.
По отдельным производителям наблюдается увеличение экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья (ОАО "АВТОВАЗ" - 9,4% к аналогичному периоду прошлого года, ОАО "КАМАЗ" - 20,0%, ОАО "АЗ "Урал" - 34,7%).
Вместе с тем, высокие барьеры входа на новые рынки и наблюдаемая в марте - апреле тенденция укрепления национальной валюты могут в значительной степени осложнить дальнейший рост экспорта автомобильной техники.
Ожидаемое снижение ставок по кредитам для физических и юридических лиц в сочетании с реализацией государственных программ поддержки автомобильной промышленности (программы утилизации и обновления автопарка, субсидирование процентных ставок по кредитам на приобретение автомобилей, поддержка лизинга) будет способствовать оживлению на рынке автомобильной техники в III - IV квартале текущего года. Однако, по итогам года автомобильная промышленность не сможет преодолеть негативную динамику – по оценкам Минэкономразвития России, сокращение производства легковых автомобилей составит порядка 18 - 20%, грузовых автомобилей – 20 - 25%.
В целях обеспечения устойчивого роста автомобильной промышленности в среднесрочной перспективе потребуется реализация новых инструментов государственного регулирования, связанных, прежде всего, с поддержкой экспорта и обновлением существующего парка транспортных средств.
Полный текст документа читайте в прикрепленном файле