Современные технологии творят настоящие чудеса: еще совсем недавно мы восхищались "объемными" кинолентами, благодаря 3D-технологии, а теперь кино снимают в формате "Видео 360", что позволяет зрителю оказаться внутри сюжета.
"Телепортация" в прошлое произошла на территории Государственного Эрмитажа, куда я отправился на экскурсию. "Взятие" Зимнего Дворца спустя 100 лет после Октябрьской революции прошло мирно: приобрести билет и записаться на экскурсию не составило особого труда. И вот я уже иду по одному из главных музеев России и мира. Стандартный полуторачасовой маршрут – по исторической лестнице на второй этаж, осмотр двух десятков основных залов, краткий рассказ о наиболее ярких картинах, скульптурах и артефактах, обнаруженных на раскопках.
- А теперь у вас свободное время, можете осмотреть достопримечательности, сделать фото, всего вам доброго! - сказав слова напутствия, гид покидает нашу группу.
Экскурсия оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, я узнал немало интересного об экспонатах, с другой – знания уж больно специфические, скорее для искусствоведов, деятелей культуры. А хочется узнать побольше о самом музее, и, по возможности, более доступным языком. Нельзя сбрасывать со счетов и банальную усталость – не каждый ценитель искусства способен часами ходить по музею.
Прежде этот пробел в знаниях можно было восполнить, отыскав специальные исторические книги - справочники в библиотеке или Интернете. Однако прогресс не стоит на месте, в чем я убедился на следующий же день: в Главном штабе Эрмитажа, где традиционно проводится форум (это здание на Дворцовой площади напротив музея), нам предложили совершить первое в России виртуальное путешествие в прошлое Эрмитажа.
Ну как упустить такую возможность? Вместе с коллегами устраиваюсь на специальном вращающемся кресле, надеваю шлем и очки виртуальной реальности.
Перед глазами - ожившая история
И вот путешествие начинается! Прямо передо мной – Зимний дворец, такой, каким он был лет 200 назад. У входа меня встречает личный проводник в цилиндре и во фраке, в котором сразу узнаю киноактера Константина Хабенского.
- Приветствую Вас, путешественник во времени! Желаете узнать, как появился Эрмитаж? Какие важные моменты истории хранят эти стены? О чем рассказывают уникальные экспонаты под стеклом? Тогда – вперед, и не тревожьтесь, для наших предков мы останемся невидимками!
В следующее мгновение перед глазами – панорама парадного зала Эрмитажа. Оглядываюсь по сторонам, кружусь на своем вращающемся кресле - повсюду дамы в придворных платьях и галантные кавалеры в нарядных костюмах XVIII столетия. А наш гид сопровождает "путешественников во времени" и ненавязчиво комментирует сцены, которые разворачиваются перед глазами одна за другой.
Вот знаменитый "Висячий сад", который появился на уровне второго этажа Эрмитажа в 1773 году, при Екатерине Великой. "Висячий сад расположен над помещениями бывших конюшен и манежа, и занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа, - поясняет наш экскурсовод. - Его построили для прогулок придворных лиц по дворцовой моде того времени, а в период с 1841 по 1845 годы стали реконструировать по проекту архитектора Стасова".
Вдоволь налюбовавшись на представителей "высшего света", отправляемся дальше. Перед нами проходят величественные картины: исполинские часы "Павлин", портреты героев войны с Наполеоном из "Галереи 1812 года", изваяния античных героев, творения Огюста Родена…
Петербуржцы против огненной стихии
- Все это великолепие едва не погибло в ночь с 17 на 18 декабря 1837 года, когда в помещениях Эрмитажа вспыхнул пожар, - вещает наш гид. - Огонь передвигался по перекрытиям, все попытки сбить пламя водой из пожарных труб не увенчались успехом. К этому времени в Зимний дворец прибыл Николай I. Естественно, от царя ждали немедленных действий. Он начал отдавать приказы: эвакуировали всех живших или оказавшихся на дежурстве в Зимнем дворце, затем началась срочная эвакуация всего, что только можно было вынести. В числе первых спасенных реликвий были все гвардейские знамена и портреты фельдмаршалов Кутузова, Барклая-де-Толли и других генералов из Фельдмаршальской залы и из Галереи 1812 года.
Пока гид Хабенский вещает, перед глазами виртуальных путешественников сгущается дым, сквозь него проглядывают хищные языки пламени. А российский император, не показывая страха, твердым голосом отдает команды и лично контролирует, как проходит эвакуация.
- Все силы бросили для спасения Малого Эрмитажа, который соединялся с Зимним дворцом единственным переходом. Этот переход разобрали, а обнажившиеся дверные проемы заложили кирпичом. Так же заложили кирпичом и все обращенные к Зимнему дворцу окна дворцовой конюшни и Манежа. Вновь возведенные кирпичные стены непрестанно поливали из брандспойтов. Малый Эрмитаж удалось отстоять буквально чудом. А вот Зимний дворец пришлось долго восстанавливать, - сообщает экскурсовод.
Впрочем, ждать, пока памятник архитектуры воскресят, не пришлось. В следующее мгновение мы перенеслись в современный музей. Мы побывали не только в открытых для всеобщего обозрения залах, но и на закрытых для туристов локациях. В частности, наш гид задал несколько вопросов о ближайших планах нынешнему директору Эрмитажа - Михаилу Пиотровскому. Разговор шел прямо в запасниках музея, куда вход обычным туристам запрещен.
А затем мы оказались на крыше здания и, разбежавшись… оттолкнулись от козырька Эрмитажа и чудесным образом полетели над Дворцовой площадью - в ласковых лучах закатного солнца, все ближе к Александрийскому столпу и венчавшей его фигуре Ангела…
Кино о Саратове – туристам на пользу!
Так завершилось наше путешествие, которое оставило не только неизгладимое впечатление, но и навело на мысли о том, что в Саратове и области при помощи подобных технологий можно решить актуальный вопрос привлечения туристов в наш регион.
Действительно, виртуальное кино открывает широкие возможности. Не всегда удается осмотреть достопримечательности за короткое время пребывания в городе, а при помощи "волшебных очков" вполне реально менее чем за час "побывать" в исторических местах, до которых турист не успевает добраться. Если впечатление окажется неизгладимым, – при следующей поездке можно побывать там в реале, хороший повод вернуться в наш Саратов! Кроме того, виртуальное путешествие позволит во многом решить проблему людей с ограниченными физическими возможностями, которым сложно посещать определенные туристические маршруты.
Конечно, снять полноценный VR-фильм в формате "Видео 360" - удовольствие недешевое, но на развитие внутреннего туризма в нашей стране выделяются, в том числе гранты. И к этому надо стремиться. Возможно, заинтересованность выразят и спонсоры из числа представителей бизнес-сообщества. Наконец, подобный проект, реализуемый в Северной столице, показал: желающие побывать в виртуальном прошлом в буквальном смысле слова становятся в очередь, и их так много, что проект окупится в кратчайшие сроки. А выигрывают в конечном итоге все: и представители туристического бизнеса, и сами туристы-зрители, получающие неизгладимые впечатления от "полета" на столетия назад.
Сегодня нам рассказывают о прошлом, используя технические средства будущего. И это тоже символично - не прерывается связь времен.
Справка "СП"
Hermitage.vr - первый в России проект игрового исторического кино, снятого в формате "Видео 360", обеспечивающем недостижимое до этого момента ощущение погружения зрителя в реальность кино.
В главной роли VR-фильма "Эрмитаж. Погружение в историю" снялся известный российский актер Константин Хабенский. Надзор за проектом осуществляли научные работники Государственного Эрмитажа. Проект создан при непосредственной помощи директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского.