Эксперимент оплаты проезда по безналичному расчету стартовал на двух троллейбусных маршрутах: № 3 "Театральная площадь – улица Грибова" и № 16 "Улица Грибова - Железнодорожный вокзал".
Что ни говори, а носить с собой плотно набитый банкнотами и монетами кошелек для карманных расходов – вчерашний день, рассчитываться карточкой гораздо удобнее. В нашем городе на "безнал" сначала перешли торговые учреждения, сфера услуг, а теперь вот дошла очередь и до общественного транспорта.
Сажусь в самый обычный троллейбус 3-го маршрута на Театральной площади. На первый взгляд, он ничем не отличается от других. Впрочем, стоп! - на окнах около дверей наклеены таблички, которые информируют пассажиров: здесь можно оплатить свой проезд по безналичному расчету.
А вот и кондуктор с электронным кассовым аппаратом, вроде того, который дачники видят у проводников в пригородных электропоездах. Достаем карточку, вводим пин-код… все, проезд оплачен. Из кассового аппарата "выезжает" чек об оплате.
Как "СП" уже сообщала, в нашем городе стартовал эксперимент по внедрению безналичного расчета в городском электротранспорте. Чтобы пассажиры быстрее узнали о новом виде расчетов, кондуктора информируют об этом новшестве всех входящих в троллейбус, демонстрируя также переносной мини-терминал. Как оказалось, для оплаты проезда можно использовать банковские карты любого типа, включая "MasterCard", "Visa", "МasterCard PayPass", "Visa PayWave", в том числе и российские карты "МИР".
Впрочем, у кондукторов можно заметить также и сумки с деньгами и старыми добрыми бумажными билетами – оплаты наличными деньгами никто не отменял.
По словам самих кондукторов, каждый из них перед тем, как выйти на маршрут, прошел инструктаж, как пользоваться мини-терминалом. Эксперимент только-только начался, поэтому большинство пассажиров пока оплачивают наличными. Впрочем, с каждым днем желающих воспользоваться карточкой растет. Польза от безналичных платежей очевидна и кондуктору, и пассажиру: не надо "считать монеты", постоянно думая, где бы найти сдачу, ведь стоимость проезда в городском электротранспорте 17 рублей – сумма не круглая.
Как рассказал корреспонденту "СП" заместитель директора предприятия "Саратовгорэлектротранс" Павел Кузнецов, главная цель проводимого эксперимента - посмотреть, как система безналичных расчетов будет работать в Саратове. Выбор на "тройку" и "шестнадцатый" пал не случайно. Здесь ездят разные категории пассажиров: "горожане", использующие "внутренний" маршрут № 3 для поездок по центральным районам, и "дачники", которые на 16-м троллейбусе добираются до вокзала и возвращаются домой с электричек. Кроме того, на данных маршрутах обычно нет ни серьезных пробок, ни экстремально большого пассажиропотока – оптимальное решение для проведения эксперимента.
Спонсором выступил "Газпромбанк", ему принадлежат мини-терминалы.
Система безналичной оплаты будет вводиться на всех троллейбусных маршрутах областного центра. Как показывает опыт Москвы и Санкт-Петербурга, переносные мини-терминалы – оптимальное решение для безналичного расчета: турникеты, расположенные у первой двери (водительской кабины), неудобны в условиях неизбежных пробок в часы пик, а кондуктор с небольшим переносным устройством может перемещаться по салону даже в условиях большого количества пассажиров.
Наш собеседник высказал мнение, что в перспективе можно будет подумать и о введении дополнительных транспортных карт для льготников. При этом Павел Кузнецов заверил, что за поездку можно будет платить и наличными – выбор остается за пассажиром.