Об этом на пятничной пресс-конференции сообщили начальник отдела Приволжской железной дороги по работе с органами власти Андрей Верховской и гендиректор ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" Александр Перепелков.
Напомним, перебои в движении электричек начались в регионах России в конце прошлого года. Один за другим из расписания исчезли десятки пригородных маршрутов.
Последние несколько лет госзаказ по электричкам сокращался ежегодно. Статистика свидетельствует, что в 2012 году пригородным электротранспортом воспользовались 5 млн пассажиров, в 2013-м – 4,5 млн, а в 2014-м – 4 млн.
Причиной перевозчики называли отсутствие компенсации за выпадающие доходы со стороны регионального правительства. Власти в свою очередь ссылались на скудность бюджета. Это привело к тому, что на 1 января 2015 года количество пригородных маршрутов в Саратовской области и ряде других регионов сократилось до минимума.
В феврале сложившуюся ситуацию подверг резкой критике президент России Владимир Путин, после чего заказчик в лице правительства Саратовской области увеличил дотации на пригородные перевозки, что позволило их сохранить. В настоящий момент через областной центр проходит 30 маршрутов электропоездов, летом их количество увеличится до 34. Такой график утвержден и заверен региональным правительством.
30 маршрутов, по словам Александра Перепелкова, составляют 30 процентов от объема всех внутриобластных пригородных перевозок. Что касается категорий пассажиров, то около 52 процентов из них – льготники: пенсионеры, школьники и студенты.
По информации представителей Приволжской железной дороги, тарифы на проезд в электричках в ближайшее время останутся прежними.
– Это прерогатива областной власти, – подчеркнул Перепелков. – В целом цены в этом сегменте с 2011 по 2015 год менялись незначительно. Стоимость услуг ОАО "РЖД" возросла за год в среднем на 10 процентов. Проезд для граждан за одну зону составляет 15 рублей, при этом его реальную, экономически обоснованную, себестоимость с учетом всех затрат железнодорожники оценивают в 47 рублей, что на 65 процентов выше действующей цены. Эту разницу должен компенсировать областной бюджет.
Кроме того, в налоговом законодательстве рассмотрят поэтапное введение нулевой ставки для ОАО "РЖД". В настоящий момент НДС для компании составляет 18 процентов.
Сэкономленные средства планируется направить на развитие пригородного комплекса, при этом действующая маршрутная сеть постоянно оптимизируется. Из расписания выводятся нерентабельные и невостребованные направления.
У каждого маршрута существует своя точка безубыточности, на основе которой принимается решение. В среднем за расчет берется показатель 100 пассажиров в одном вагоне.
Представители Приволжской железной дороги заверили, что борются за возвращение каждого отмененного поезда. Так, после длительных исследований удалось вернуть электропоезд Аткарск – Лысые Горы, весьма востребованный в период весеннего паводка.
– Развитие – это главная цель и стратегия компании. Но конечное решение принимают главные акционеры – областное правительство и ОАО "РЖД", – пояснил Александр Перепелков.
Справедливости ради отметим, что до сих пор не решен вопрос со старыми долгами, которые накопились у регионального правительства перед ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания". Сейчас в арбитражном суде рассматривается вопрос о 130 млн рублей, которые областные власти задолжали компании в рамках выпадающих доходов за 2011 год. Вопрос о взыскании более поздних задолженностей будут решать акционеры.
В заключение встречи Андрей Верховской прокомментировал журналистам идею правительства о создании нового перевозчика с нуля.
– Вопрос в том, насколько это будет эффективно для бюджета, – подчеркнул он. – РЖД десятилетиями накапливали опыт. У компании есть все необходимые мощности: депо, подвижной состав. Правительство планирует найти инвестора, который построит либо закупит подвижной состав, который передадут перевозчику, а тот обучит и примет в штат локомотивные бригады. Это десятки миллиардов рублей. Даже если найдется инвестор, то эти инвестиции нужно будет возвращать. На это понадобятся годы, и эти вложения не могут не отразиться на стоимости проезда.
СПРАВКА "СП"
Восстановлено движение пригородных поездов:
– № 6328/6327 Балаково – Ершов (по четным числам);
– № 6330/6329 Ершов – Балаково (по четным числам);
– № 6321 Примыкание – Аткарск (ежедневно);
– № 6304 Аткарск – Саратов-1 (ежедневно на участке Аткарск – Карамыш);
– № 6325 Саратов – Тарханы (ежедневно на участке Карамыш – Тарханы);
– № 6518 Саратов-1 – Красный Кут (по пятницам и воскресеньям), отправление – в 16.40, прибытие – в 18.56;
– № 6517 Красный Кут – Саратов-1 (по субботам и понедельникам), отправление – в 6.07, прибытие – в 8.22;
– № 6113 Саратов-1 – Сенная (ежедневно), отправление – в 16.17, прибытие – в 18.37;
– № 6114 Сенная – Балаково (ежедневно), отправление – в 18.59, прибытие – в 20.23;
– № 6111 Балаково – Сенная (ежедневно), отправление – в 5.30, прибытие – в 6.55;
– № 6112 Сенная – Саратов-1 (ежедневно), отправление – в 7.11, прибытие – в 9.30.
Восстанавливаются маршруты пригородных поездов:
– № 6483 Анисовка – Татищево (ежедневно на участке Анисовка – Аткарск),
– № 6434 Татищево – Анисовка (ежедневно на участке Аткарск – Анисовка).
О включении в график движения других пригородных поездов будет сообщено дополнительно.