В октябре у саратовского трамвая День рождения – 108 лет с начала движения этого вида общественного транспорта в нашем городе. В областном центре его решили отметить нетривиально. В рамках этой даты представители регионального министерства молодежной политики, спорта и туризма, МУПП "Саратовгорэлектротранс" при участии журналистов отправились в поездку по экскурсионному маршруту от Кировского трамвайного депо до Мирного переулка и обратно.
Особенностью путешествия стало то, что поездка проходила на трамвае 1936 года выпуска. Этот уникальный для Саратова трамвай построен почти 80 лет назад на Мытищинском вагонном заводе. К 100-летию саратовского трамвая, которое отмечалось в 2007 году, редкий для современных городских улиц экземпляр был отреставрирован. Свежий и обновленный, до последнего времени он все больше стоял в депо и лишь изредка выезжал в город, на экскурсию. По мнению работников депо, этот вагон — настоящий раритет, а потому и доверяют его не каждому: ответственность слишком высока.
Глубокоуважаемый вагоноуважатый
Вера Минаева 34 года работает водителем трамвая. Именно Вере Васильевне доверяют управлять старинным трамваем, совершать на нем экскурсии и радовать саратовцев и гостей нашего города.
- Когда я пришла работать в трамвайное депо, мне не было еще и 18-ти. Трудилась на маршрутах № 3 и № 9. В депо и цеху я чувствую себя, как дома, - рассказывает Вера Минаева. – Наш трамвай-старичок мы зовем ласково "Яшка".Стоять за ручкой такого трамвая действительно нелегко. Это не современные "железные кони", где все оборудовано по последнему слову техники, эргономично и комфортно для водителя. В этом трамвае я действительно стою у руля – в кабине места для сидения вагоновожатого не предусмотрено. Да и салон деревянный, куда меньше нынешнего — современного, и колес тоже меньше, так что в современном городе такому транспорту нелегко.
С большой любовью говорит о своем "подопечном" Вера Минаева, переживая, что трудно ему даются подъемы - перегревается старичок, может "заболеть".
- Не так давно мы с ним и с группой экскурсантов совершали прогулку до Кумысной поляны, по маршруту трамвая № 4. Для "Яшки" это оказалось не просто, и по возвращению в депо ему срочно потребовалась помощь специалиста, - рассказывает Вера Васильевна.
На помощь пришел один из старейших слесарей-электриков депо Николай Ермаков. Он уже давно на пенсии, но помочь никогда не отказывается, тем более, что в годы своей работы ему приходилось иметь дело именно с такими трамваями.
- Николай со знанием дела "вылечил" нашего старичка, показал, что и как надо делать молодым слесарям-электрикам, пообещав, что трамвай еще повозит людей не один год, - рассказала Вера Минаева.
Метр с кепкой
Генеральный директор МУПП "Саратовгорэлектротранс" Константин Касьянов сообщил радостную новость: в ближайшее время экскурсии на ретро-трамвае станут регулярными.
- Вероятнее всего, они будут проводиться по субботам, потому что в будни не позволит загруженность линий. Специально для этого мы установили в трамвае телеэкран, на котором будет транслироваться хроника возникновения и развития трамвайного движения в городе, и провели громкую связь — чтобы всем пассажирам были хорошо слышны слова экскурсовода, - рассказал Касьянов.
По словам гендиректора, продавать билеты на старинный трамвай транспортники планируют с помощью турфирм. При этом предполагается, что для льготных категорий граждан экскурсия будет бесплатной.
- Это настоящий заряд позитива! Когда люди видят наш вагон на улице, они начинают его снимать, многие приветственно машут рукой и улыбаются, - поделился Касьянов.
В общей сложности экскурсия, во время которой трамвай преодолел маршрут от Кировского трамвайного депо по улицам Большой Горной, Астраханской, Вавилова, сделал остановку в Мирном переулке и вернулся обратно в депо, продлилась около 30 минут.
- В год 80-летия Саратовской области мы открыли новый туристический маршрут, который будет интересен не только жителям региона, но и гостям. Всех желающих ждет атмосферная поездка на старинном трамвайчике по культурным достопримечательностям и историческим местам города, о которых участникам поездки расскажет гид-экскурсовод, - отметила замминистра молодежной политики, спорта и туризма области Виктория Бородянская. - Планируем разработать интересные и познавательные маршруты для школьников, которые позволят расширить кругозор детей и узнать много интересного о своем родном городе.
Экскурсовод Елена Харитонова увлекательно рассказывает об истории саратовского трамвая, о маршрутах на Кумысную поляну. Интересно, что они пользовались большой популярностью у населения. Трамваи в лес курсировали вплоть до начала 30-х гг., по выходным, и масса горожан с удовольствием ездила туда, чтобы отдохнуть на природе. Воспитанники Боголюбовского художественного училища приезжали сюда на этюды.
Много интересного знает экскурсовод о топонимике названий остановок городского транспорта в Саратове, которая непосредственно связана с трамваями, о фразеологизмах, в основе которых лежат ситуации и явления, связанные с трамвайным движением. Например, выражение "метр с кепкой" непосредственно связано с трамваем. В начале ХХ века в трамвае бесплатно могли ездить дети ростом до 1 метра. И многие родители одевали деткам кепки, говоря кондуктору: "смотри: метр с кепкой, а без кепки-то меньше".
Деревянный трамвайчик бодро бежал по улицам нашего города. Прохожие, спешившие по делам, завидев "Яшку", останавливались, фотографировали и провожали его взглядом. Люди в автомобилях специально притормаживали и тоже старались запечатлеть это чудо раритетной техники. А уж сколько восторга было в глазах у детей! По словам Константина Касьянова, предполагается, что на регулярной основе экскурсии будут запущены до конца этого года.
КОМПЕТЕНТНО:
Константин КАСЬЯНОВ, генеральный директор МУПП "Саратовгорэлектротранс":
- Саратов входит в двадцатку городов России, лидирующих по протяженности трамвайных путей, их в нашем городе 135 километров. Ежедневно на улицы города выходят 130 трамваев, которые перевозят пассажиров по 10 маршрутам. Подвижной состав насчитывает 202 трамвая, рельсы для саратовских путей делают на заводе в Челябинске.