Прожив в Саратове несколько десятилетий, всего раз случилось мне задуматься о… трамвае в нашем городе. Не то чтобы задуматься, - просто акцентировать свое внимание на этом, казалось бы, привычном виде транспорта. Для нас, саратовцев, не очень понятно, что трамваю можно удивляться и радоваться возможности прокатиться на нем.
Гостившие у меня родственники из Пензы, мальчишки лет десяти, с любопытством смотрели из окна квратиры на бодро бегущий под окном трамвай, а потом попросили отпустить их… покататься на нем! Дело в том, что в Пензе нет трамвайного сообщения, и любопытным парнишкам очень хотелось узнать, как это – ездить в трамвае. К слову сказать, трамваев на улицах вы не увидите ни в Воронеже, ни в Пскове, ни в Новороссийске, а также в некоторых других городах.
Саратов в этом отношении стоит в авангарде трамвайного движения. 10 октября 1908 года был составлен официальный акт об открытии у нас трамвайного движения (взамен конки), и более ста лет назад на улицах города появился первый трамвай.
Трамвайчик тронется
В течение следующего года маршруты открывались один за другим. К концу 1909 года в городе работало 9 маршрутов трамвая, общая протяженность сети составляла 35 км. В соответствии с технической документацией, в те далекие годы трамвай передвигался в городе со скоростью 13-16 км/час, вне города - не менее 21 км/час.
Интересен факт стоимости проезда. В 1-м классе, то есть внутри вагона, за проезд взымалось 5 копеек. Во 2-м классе, то есть на площадке вагона, саратовцы отдавали 3 копейки. Исключение составляли протяженные линии, которые имели промежуточную станцию посредине маршрута. В Правилах проезда четко прописано, что пассажир, проехавший станцию и пожелавший ехать дальше, "доплачивает 2 копейки, о чем должен заявить кондуктору, не выходя из вагона". Правила также гласили, что после 10 часов вечера все пассажиры платят двойную плату, кроме пассажиров, "отъезжающих от Народного (ныне – Саратовский государственный академический театр драмы имени И.А. Слонова – авт.), для которых двойная плата устанавливается с 12 часов".
Передайте за проезд
Много это или мало — 5 копеек за проезд в трамвае в начале прошлого века? Зарплата рабочего тогда составляла 30-50 рублей в месяц, а буханка хлеба стоила 5 копеек, килограмм картофеля — 2 копейки, мясо — 35 за килограмм, рубашка или брюки — рубль. Можно сделать вывод, что трамвай был удовольствием, если и не совсем дешевым, то, во всяком случае, вполне доступным обывателю.
В 1985 году в саратовском трамвае можно было проехаться за 3 копейки. При этом килограмм колбасы стоил 2 рубля 60 копеек, буханка хлеба — 20 копеек, а средняя зарплата рабочего составляла 120-150 рублей в месяц. До марта 2007-го стоимость проезда составляла 5 рублей, в 2010 году - 7 рублей. С ноября 2010-го билет стал стоить 10 рублей, а в августе 2012 года - 12 рублей. Сейчас оплата проезда составляет 17 рублей.
Наше культурное наследие
На пересечении улиц Астраханской и Большой Казачьей в 1907 году началось возведение комплекса зданий трамвайного парка и электростанции. Архитектором выступил Юрий Терликов. Комплекс этих красивых зданий стоит в данном квартале до сих пор и относится к объектам культурного наследия регионального значения. Сейчас территория используется как база МУПП "Саргорэлектротранс". Работники предприятия бережно относятся к зданию, отмечают его надежность, монументальность и красоту.
Трамвай в Саратове как вид транспорта набирал популярность с молниеносной скоростью. Им пользовались богатые господа, крестьяне и студенты. Новые здания стремились возводить рядом с трамвайными линиями. Например, Крытый рынок, Главпочтамт были построены рядом с теми старинными линиями, которые прожили долгую жизнь на саратовских улицах вплоть до 1997 года.
На дореволюционных открытках Саратова, где запечатлены улицы с трамвайными линиями, везде присутствуют трамваи. Будь то памятник архитектуры, красивые здания или просто городской пейзаж, на большинстве из них обязательно изображен трамвай. Трамвай показывал высокий статус Саратова, выводя его в передовые города Российской империи. В городских и губернских газетах того времени почти ежедневно появлялась информация о трамвайных делах, неразрывно связанных с экономической и культурной жизнью города.
В лес – по рельсам
Особенностью саратовского трамвая стало то, что пользовались им не только для деловых ежедневных поездок, но и для выходных загородных прогулок.
Летом 1910 года была открыта уникальная Дачная линия, большая часть которой пролегла за городом. Проезд на трамвае Дачной линии стоил 20 копеек. Это был самый настоящий пригородный маршрут к летним дачам. Он работал с 1 мая по 1 сентября. От угла Московской и Астраханской улиц, а также от городского театра, трамваи возили жителей города к летним дачам и к кумысному хозяйству Аитова (лесной санаторий). Отсюда и название – Кумысная поляна. Когда-то трамвай ходил еще дальше – в район Большой Кумысной поляны, но продолжалось это недолго. Сейчас на Кумыске остались лишь отдельные артефакты, напоминающие о том времени: насыпь для пути, части мостиков, по которым ездил трамвай.
Дачный трамвай приобрел огромную популярность среди горожан. Поездка на трамвайчике "Туда-сюда", как его называли, описывается в романе нашего земляка Константина Федина "Первые радости".
Вам на следующей?
Вклад трамвая в историю города отмечен даже в топонимике Саратова. Микрорайоны на северо-западе города носят названия, происходящие от нумерации остановок той Дачной линии, — 3-я Дачная, 5-я Дачная, 6-я Дачная… Всего их было 12. Нынешние 3-й и 4-й трамвайные маршруты являются преемниками той Дачной линии.
Во многом благодаря этой линии город начал расти в том направлении, появился Ленинский район – самый крупный район Саратова. Этому способствовала готовая транспортная инфраструктура. Не каждый саратовец знает, что поначалу поселки так и назывались: "Поселок 2-й Дачной остановки", а адреса домов часто звучали, как "3-я Дачная остановка, дача № 23". Потом уже названия микрорайонов были сокращены до привычных "Дачных". Интересно, что на топографических картах до 1950-х годов пути Дачного маршрута обозначались, как железная дорога. По сути маршрут и работал, как пригородная электричка.
На пересечении улиц Астраханской и Московской был построен специальный вокзал Дачной линии, позже здание служило центральной диспетчерской, а в советское время отсюда отправлялся специальный маршрут, развозящий детей по летним лагерям, расположенных на Дачных.
Кондуктор– это престжно
Работать в трамвайном парке считалось очень престижным. Чтобы водители и кондукторы выглядели прилично, каждому выдавали добротный сюртук и брюки. Но и требования к хорошо выглядевшим работникам тоже были строгие. В областном архиве хранится целая "Книга приказов", в которой записывали, кого и за что следует оштрафовать. Не может не вызвать улыбку заметка от 1 августа 1914 года: "вагоновожатый Культюгин за грубость контролеру штрафуется на два дня", "вагоновожатый Мадиаров за разговор с пассажиром штрафуется на два дня", "контролер Петров и вагоновожатый Дмитриев за разговор между собою штрафуются на два дня каждый"…
В 1926 году количество трамвайных вагонов вновь стремительно увеличивается, и территории нынешнего МУПП "Саратовгорэлектротранс" – исторического депо конно-железных дорог, затем ставшего первым трамвайным депо, - становится мало, в связи с чем было начато строительство Кировского трамвайного депо на 60 трамвайных вагонов, которое завершилось в 1935 году. Прибавляются маршруты, увеличивается подвижной состав, и 1970 году начинает свою работу Заводское трамвайное депо. Борьба за экологию, связанная с ростом автомобилизации городов, выводит электротранспорт в основные виды общественного транспорта, перевозящего более половины саратовских пассажиров.
Трамвай – транспорт, с помощью которого современные горожане добираются на работу, избегая пробок. Это несомненные плюсы трамвайного сообщения. Можно отметить и его экологичность, наличие на маршрутах новых, комфортных вагонов, небольшой интервал движения, удобную маршрутную сеть.
Трамвайное движение в нашем городе было парализовано лишь однажды. В феврале 2010 года из-за неблагоприятных метеоусловий и недостаточной работы по очистке путей остановились все без исключения маршруты саратовского трамвая. И только благодаря слаженной работе коммунальных служб и самоотверженности коллектива, в кратчайшие сроки движение было восстановлено.
Под перестук колес
В Саратове действуют 10 трамвайных маршрутов. Возят пассажиров вагоны, которые произведены на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Регулярно они проходят процедуры техобслуживания, каждый имеет путевую карту, где отмечается вся "жизнь" трамвая. По приезду в депо подвижной состав подвергается тщательному осмотру слесарей-электриков, проводится необходимый ремонт, уборка вагонов. Благодаря ответственному отношению работников МУПП "СГЭТ" (а коллектив – это главное достижение предприятия), саратовский трамвай продолжает свою работу, увеличивается парк и поддерживается в достойном состоянии подвижной состав.
В скором времени на улицах нашего города появятся новые трамваи, которые поступят к нам из Москвы. По словам гендиректора МУПП "Саратовгорэлектротранс" Константина Касьянова, сейчас ведется оформление выдачи разрешения специализированной организации, которая будет перевозить эти трамваи автомобильным транспортом. "У нас уже устроен съезд для трала с трамваем. Привезут 23 трамвая в течение месяца. Мы приведем их в порядок, и выпустим на линию, - сообщил Касьянов.
Ежедневно на улицы города выходит около 130 трамваев и 100 троллейбусов. Ежегодно предприятие перевозит около 50 млн. пассажиров. Учитывая экологичность данного вида транспорта, российский и зарубежный опыт, у саратовского трамвая есть все шансы стать наиболее востребованным в ближайшем будущем. Благодаря бесперебойной работе трамваев, исторический центр будет связан регулярным сообщением с новыми строящимися микрорайонами и позволит обеспечить перевозку более половины жителей города.
Интересные факты
*Самая протяженная трамвайная сеть России (до недавнего момента и в мире) расположена в Санкт-Петербурге. Ее общая длина составляет 500 км.
*Самый маленький город России, в котором есть трамвайное движение, — Волчанск Свердловской области.
* Самые длинные в России (и самые длинные в мире из числа внутригородских) маршруты — встречные кольцевые маршруты в Казани, имеющие протяженность 32 км, 46 остановок, время проезда 2 часа 10 минут.