– Здравствуйте, объясните, пожалуйста, почему в одних школах детей обязали носить единую школьную форму, а в других никаких ограничений в выборе одежды у учащихся нет? Разве новый Закон об образовании не един для всех?
- Закон об образовании устанавливает требования к деловому стилю одежды. На региональном уровне требования к школьной одежде дополняются следующими характеристиками: форма должна быть удобной и представленной в трех вариантах (парадный, повседневный и спортивный).
Будет ли форма одинаковой для всех школьников либо она будет введена только в начальной школе, образовательное учреждение решает самостоятельно. Какими будут цвет одежды, ее наполнение (пиджак или жилет, юбка или сарафан), решают сами родители на родительских собраниях.
Где-то родители шьют форму по собственным эскизам, где-то просто подбирают ребенку одежду по принципу "белый верх – черный низ". Чтобы в адрес руководства школ не было обвинений в навязывании своих вариантов школьной одежды, районные администрации проводят для родителей "Театр моды", где дети демонстрируют различную школьную одежду. На мой взгляд, введение школьной формы – большая экономия для родителей.
Да, конечно, старшеклассникам хочется похвастаться своими повседневными нарядами. Мы учли данную потребность и сейчас обсуждаем предложение проводить по субботам "день без галстука". Разрешать это или не разрешать, будет решать руководство каждой отдельно взятой школы.
– Добрый день. Класс из 25 человек почему-то не поделили в группы по изучению иностранного языка. Не будет ли страдать от этого качество изучения английского, ведь в языковой практике важен индивидуальный подход?
– По всем нормативам группа для изучения иностранного языка должна быть не более пятнадцати человек. Вы как родители разговаривали с классным руководителем, с директором об этом?
Предлагаю пойти на встречу с директором, объяснить ситуацию: для качественного обучения детей надо делить на группы. Если директор вас не слышит, надо обратиться к учредителю – в районный отдел образования.
– Ирина Александровна, я мама восьмиклассника. У нас сейчас начинается ранняя профилизация. Объясните, пожалуйста, что это такое? К чему нам быть готовыми?
– Ранняя профилизация, или предпрофильная подготовка, обычно начинается с девятого класса и нацелена на то, чтобы ребенок мог заранее определиться, какой именно школьный предмет он бы хотел изучать углубленно. В первой четверти с детьми проводится информационная работа, разъяснительная, психологическая. Во второй ученику предлагается выбрать, какой именно предмет он хотел бы изучать глубже.
Например, он выбирает физику и химию, но к концу четверти понимает, что эти предметы не его стихия. В третьей четверти он выбирает русский и английский.
Таким образом, в девятом классе учащийся имеет право три раза попробовать себя в разных направлениях, для того чтобы в десятом классе сделать осознанный выбор – пойти в класс с математическим уклоном или гуманитарным. В инновационных учреждениях ориентационный курс может начинаться раньше, с восьмого класса.
– А по индивидуальному плану мой ребенок может обучаться?
– Обучение по индивидуальному учебному плану проходит у нас на старшей ступени и практикуется в городе уже более пяти лет. Вообще-то, с десятого класса ребенок выбирает профиль, по которому он будет учиться, но есть дети, которые еще не выяснили, что им интереснее – история или биология.
И вот этот индивидуальный план и позволяет ребенку заниматься углубленно и историей, и биологией. Отмечу, что индивидуальный план обучения – это форма занятий для тех детей, кто любит учиться.
– Здравствуйте, мой сын учится в девятом классе. Правда ли, что это последний год изучения русского языка? А как же подготовка к ЕГЭ?
– Родители старшеклассников очень часто переживают за подготовку по русскому языку и математике – мол, часы сокращаются. Но не забывайте, что у нас есть так называемый обязательный час.
Да, мы закончили изучение русского языка в девятом классе, но повторение и закрепление этого предмета идет как раз в этот час. Кроме того, министерство образования отдает на русский язык и математику региональный компонент. Эти часы идут по отдельному учебному плану, и на них дети готовятся к ЕГЭ, выполняют задания в тестовом режиме.
Если и этого мало, есть еще такой компонент образовательного учреждения, как элективный предмет, то есть углубленное изучение. Если ребенок хочет продолжать изучение русского языка в старших классах, он выбирает русский как элективный предмет. Возможности у школы сейчас очень большие, да и сама школа сегодня рассматривается именно как образовательная услуга: есть потребности родителей – надо их удовлетворять.
– А как нам, родителям, об этих возможностях узнавать?
– На родительских собраниях, в том числе и на общешкольных, на сайтах школ.
– Добрый день. Моей дочери запретили носить на урок электронный учебник. Насколько это правомерно?
– Дело в том, что вступивший в силу Закон об образовании утвердил не только электронные учебники, но и электронное образование. Но, видимо, требования учителей вашей школы, скорее всего, носят рекомендательный характер работать с первоисточником.
Согласитесь: шесть часов занятий беспрерывно смотреть в планшет, а еще уроки информатики, мультимедийный проектор, презентации… Пожалейте глаза ребенка. Кроме того, учителю сложно проконтролировать, работает ребенок с учебником или сидит в социальных сетях.
– Почему со следующего года отменен набор в шестые классы физико-технического лицея?
– ФТЛ – это инновационное учреждение, зарекомендовавшее себя на всероссийском уровне, а инновационное учреждение не может заниматься в две смены. На сегодняшний день ФТЛ минимум на два класса переполнен.
Во-вторых, в этом году ФТЛ пробует перейти на новый федеральный образовательный стандарт. Требования стандарта предполагают большую внеурочную занятость – школу полного дня, в учреждении не хватает помещений, где бы все учащиеся могли заниматься спортом, дополнительным образованием.
И третье: в шестых классах еще нет физики, и, приходя в ФТЛ, дети еще не понимают, в чем именно специфика этого учреждения. А особенность ФТЛ заключается в том числе и в том, что его учащиеся уже увлечены этим предметом. А как они могут быть увлечены физикой, если ее изучение начинается с седьмого класса?
Таким образом, лицей берет тайм-аут, чтобы решить, как дальше будет развиваться: работать на свое мировое имя (спецкурсы должны преподаваться тем ребятам, у кого горят глаза, кто грезит олимпиадами) либо на потребу дня. Хочу еще раз напомнить, что детям никто не запрещает посещать курсы ФТЛ.
– Здравствуйте, слышала, что в одной из школ города открыт "Роснефть"-класс. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
– Да, одно из новшеств этого учебного года – открытие на базе средней школы № 6 "Роснефть"-класса. Наше, саратовское, предприятие, нефтеперерабатывающий завод, стало дочерним предприятием "Роснефти" и выступило спонсором открытия класса. Был заключен договор между школой, классическим университетом (институтом химии) и нефтеперерабатывающим заводом.
С одной стороны, промышленники заинтересованы в том, чтобы дети получали качественное образование: завод поставляет лабораторное оборудование, преподаватели СГУ проводят школьникам интереснейшие спецкурсы. С другой – ребята готовятся поступать на факультет химинститута и тоже заинтересованы в качестве образования.
– Ирина Александровна, от редакции тоже хочу задать вопрос: почему так мало звонков на столь животрепещущую тему?
– Дело в том, что у нас, в комитете по образованию, работает "горячая линия", где родители получают ответы на любые интересующие их вопросы. Звонки мы принимаем ежедневно.
У нас, к счастью, в этом году в три раза меньше обращений по закрепленной территории. Помните, в прошлом году был очень актуален родительский вопрос, по закрепленным территориям для приема в школу. Письменных обращений по этой теме нет вообще.
– По каким же вопросам звонят чаще всего?
– По школьной форме, по размерам попечительских взносов. Кстати, еще раз хочу обратить внимание на то, что на основании положения о попечительском совете внесение благотворительных денежных взносов в данный совет образовательного учреждения юридическими и физическими лицами является добровольным. Об обязательности внесения денежных взносов в указанных документах не говорится.
Мало того, оказывать поддержку образовательному учреждению не значит обязательно платить денежные взносы. Деятельность попечительских советов предусматривает оказание других (неденежных) видов помощи: сопровождение школьников и воспитанников детских садов на экскурсии, стадионы, театры, работа в родительском комитете класса, школы, помощь в подготовке тематических классных часов, непосредственное участие в ремонтных работах здания, уборке помещений, ремонте оборудования. Родителям решать, какой вид помощи они могут оказать.