– Амаду Николаевич, цены на бензин интересуют каждого взрослого жителя региона, ведь даже те, кто не имеет автомобиля, прекрасно знают, какое влияние этот показатель оказывает на экономику. Растут цены на топливо – дорожает проезд и каким-то космическим образом увеличиваются цены на товары первой необходимости…
– Ситуацию на рынке ГСМ в Республике Алтай в первом квартале текущего года можно охарактеризовать как стабильную.
Данного результата удалось достичь по итогам мер, принятых осенью 2018 года федеральным центром. Одним из условий соглашения, принятого между Правительством РФ и ведущими нефтяными компаниями, является непревышение темпа роста розничных цен на реализуемые нефтепродукты с 1 января 2019 года более чем на 1,7%, с 1 февраля – более прогнозного среднегодового уровня инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2019 год (4,3%).
Управление в рамках мониторинга цен не установило факты нарушения приведенных условий соглашения. Компания "Салекс" (ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт"), официально не заключавшая данное соглашение, фактически выполняет его условия. Так, в декабре 2018 года оператор снизил свои цены до уровня, не более 4% от цен на АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний. В марте 2019 года также была снижена цена на АИ-95 до 43,95 руб./л на АЗС в Горно-Алтайске.
– Как Управление контролирует деятельность хозяйствующих субъектов?
– Одним из запретов антимонопольного законодательства является запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.
По результатам анализа рынка нами установлено, что доминирующее положение на рынке розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива на территории Республики Алтай занимают ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт", а также ПАО "НК "Роснефть"-"Алтайнефтепродукт" и ООО "Газпромнефть-Центр", являющиеся вертикально интегрированными компаниями. Поставка топлива происходит структурными подразделениями обществ на АЗС.
На мелких операторов, имеющих незначительную (менее 50%) долю на рынке, запрет о злоупотреблении доминирующим положением (установление необоснованно высоких цен) не распространяется (за исключением, если не будет доказано негативное влияние хозяйствующего субъекта на рынок при меньшем объеме).
В процессе ценообразования все топливные операторы исходят из комплекса факторов, оказывающих влияние на изменение цен. Основным критерием является изменение закупочной цены, а также изменение расходов, связанных с транспортировкой нефтепродуктов до нефтебаз и конкретных АЗС.
В целях недопущения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства Управлением в ежедневном режиме проводится мониторинг состояния цен на розничном рынке реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории Республики Алтай. Признаки злоупотребления доминирующим положением или наличие сговора продавцов топлива в целях необоснованного роста цен в настоящее время не установлены.
– Какая картина на сегодня складывается с ценами на топливо в республике?
– По состоянию на 8 апреля 2019 года цены в Республике Алтай у ведущих топливных операторов на АИ-92 в среднем составляют 43 рубля, стоимость в Майме – от 41,20 (ООО "Газпромнефть-Центр") до 41,95 руб. (ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт". Средняя цена на АИ-95 – 45,20, в Майме – от 43 до 43,95 руб. Дизельное топливо в среднем стоит 47,97 руб., в Майме – от 47,15 до 47,45 руб.
В начале года в республике возникла проблемная ситуация с закупкой ГСМ на торгах. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта поставки нефтепродуктов для нужд заказчиков и отдельных видов юридических лиц на длительные сроки подавались завышенные коммерческие предложения на поставку нефтепродуктов (например, по АИ-92 стоимость доходила до 50 рублей за литр, по АИ-95 – до 52 руб./л) при отсутствии объективных предпосылок для роста цен.
В феврале Управление предупредило хозяйствующий субъект, завысивший стоимость ГСМ, о недопустимости совершения таких действий.
В этой связи обращаем внимание государственных и муниципальных заказчиков на необходимость включения в проекты контрактов условий об оплате ГСМ по сложившимся на розничном рынке ценам, устанавливая формулу цены и максимальное значение цены контракта.
Данное требование основано на Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта".
Аналогичные положения Управление рекомендует предусмотреть заказчикам, осуществляющим закупки в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
– Что можно сказать о перспективах на рынке ГСМ в России и республике?
– Правительство РФ в середине марта приняло решение продлить заморозку цен на топливо в оптовых и розничных ценах до конца июня. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак на совещании с нефтяниками обсудил, как уменьшить их потери в условиях фиксированных цен и стабилизировать рынок с июля.
После совещания 21 марта правительство страны решило пролонгировать действие соглашения еще на три месяца, а за это время подготовить новый механизм, гарантирующий снабжение внутреннего рынка топливом в виде обязательного лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов.
Кроме этого, планируется обсудить корректировку отдельных параметров налогового маневра и заключенного ранее соглашения о стабилизации цен на топливо.
Таким образом, предпосылки для необоснованного роста цен в 2019 году в стране и у нас в регионе отсутствуют.