Традиционная встреча бизнес-сообщества муниципалитета состоялась в районной администрации в конце апреля. Тенденцию "коротко, но конструктивно", избранную организаторами несколько лет назад, бизнесмены одобрили и поддержали числом. Если еще недавно на подобное мероприятие участников приходилось собирать с трудом, то нынче, как и годом ранее, зал был полон.
Начиная диалог, глава района Р.В. Птицын обозначил инвестиционные площадки – объекты, находящиеся в муниципальной собственности, которые власти готовы предоставить бизнесу для реализации проектов. Их, как выяснилось, не так уж мало. Основу списка составляют здания бывших угольных котельных (ул. Гидростроителей, Заводская, Энергетиков, Березовая роща и т. д.), а также инвестора ожидают территории березовой рощи и острова Пихтовый, где администрация планирует размещение парка культуры и отдыха.
Гвоздем программы стали живые истории майминских предпринимателей, занимающихся различными бизнес-направлениями, которые, вопреки ожиданиям слушателей, ознаменовали не креативность и успешность, а ежедневный труд и борьбу с реальностью.
Первой ласточкой, улетевшей в сторону трудовых будней предпринимателей и нерасположенности российской действительности к легкому ведению бизнеса, стало выступление директора туркомплекса "Манжерок" С.И. Зяблицкого.
– Хвастать особо нечем, – скромно изрекает один из столпов майминского турбизнеса, – 29 лет назад начинали буквально с нуля. И до сих пор нередки ситуации, когда не хватает ресурсов, поддержки, ясности. Моя знакомая во Франции решила организовать производственный бизнес, через 4 месяца получила первый продукт, еще через два – госнаграду за качество и успех. У нас развить бизнес в таком ритме не получится. В России бизнес – это борьба. Нам с регионом еще повезло: одна из лучших инвестиционных площадок страны – наша республика.
Следующую, уже более оптимистичную историю рассказал директор "Горно-Алтайского мясоперерабатывающего завода", работающего под брендом "АлтайМясо", Б.В. Яныканов. В январе 2018 он с компанией единомышленников решил, что действующий аптечный бизнес не удовлетворяет потребностей в самореализации.
– Хотелось что-то производить. И как-то бросилось в глаза, что в наших магазинах настоящего мяса, а тем более наших алтайских вариантов, днем с огнем не сыщешь. А если и найдешь что-то интересное, то произведено оно почему-то в европейской части России. И это притом, что у нас в национальной кухне преобладают мясные блюда и сырья деликатесного в регионе хватает.
Так родился бренд "АлтайМясо", который уже "кормит" земляков, а также активно захватывает рынки Сибири, дальнего Востока, южных регионов страны и федерального центра. Предприниматель отметил поддержку фонда "Форпост", благодаря которому стартовый бюджет проекта в объеме 6 млн рублей стал возможен (своих у бизнесмена было вполовину меньше).
Самая трогательная история прозвучала из уст владелицы лицензированного частного детского сада "Мери Поппинс" Марины Нурслямовой. О том, что идея у молодой бизнес-леди возникла, когда в семье появилась необходимость определить в дошкольное учреждение собственную дочь, "Сельчанка" уже писала. Однако на момент выхода статьи перипетии частного садика только начинались, сейчас же это уже зарекомендовавшее себя учреждение, выпустившее в большую жизнь многих воспитанников.
– Роспотребнадзор хотел найти кишечную палочку, прокуратура и следственный комитет тоже имели причины заинтересоваться нами. Спасибо отделу экономики администрации района за информационную и психологическую поддержку – без них бы не справилась. Хотя по факту и по нормативам все было в порядке, но просто от растерянности неожиданный напор надзорных органов мог сломить наш маленький бизнес в зачатке или свести меня с ума.
Бизнес – это, конечно, дело доходное, но, как выяснилось, для многих еще и душевное. А для М.Е. Нурслямовой еще и подстегивающее саморазвитие. За время реализации проекта к своим двум высшим образованиям (философия и юриспруденция) она добавила еще пять различных дипломов.
– Чтобы детки при любых кадровых трудностях получали полноценное и соответствующее всем нормам питание, я училась на повара, – загибает пальцы бизнес-леди, – чтобы получить лицензию, нужно педагогическое образование – и вот я воспитатель, постоянная потребность учреждения в постельном белье и других текстильных изделиях добавила в копилку свидетельство и навыки закройщика и т. д.
Во время свободного микрофона майминские предприниматели могли излить свое беспокойство и озадаченность.
– Наши "сувенирщики" попали в затруднительную ситуацию, – первой подает голос манжерокская активистка М.Ю. Образцова. – Представители налоговой инспекции уже провели первый рейд на предмет установки у каждого на рынке онлайн-кассы, хотя по законодательству их должны требовать только с середины лета. Хотелось бы, чтобы государство осознало всю абсурдность ситуации: сезонные предприниматели работают от силы 2-3 месяца, а покупка этой техники и ее постоянное обслуживание стоят гораздо больше, чем они могут себе позволить. Для сетевиков и предприятий-гигантов – это капля в море, которую они и не заметят, но для микробизнеса эта капля может стать последней.
Больше всего вопросов и негодующих отзывов было направлено в адрес присутствующего на конференции директора Майминского РЭС В.Г. Чуракова. Постоянные отключения, от которых страдает все население района, по бюджету предпринимателей бьет особенно сильно. Ведь это и недовольные клиенты, и испорченная продукция, и перегоревшее дорогостоящее оборудование. Даже те отключения, которые заявлены как плановые, случаются без оповещения, а их графики не учитывают пиковые периоды работы бизнес-объектов. Электрики списывают постоянные перебои на необходимость проведения ремонта и модернизации сетей, при этом многие годы ситуация остается стабильно удручающей: может тогда просто ничего не трогать? Ответы руководителя были редки и не всегда понятны, публика осталась при своем мнении – конструктивного диалога и перспектив решения проблемы увидеть не удалось.
....................................................
Марина Бабайцева