Поздравить жителей с этим событием приехал вице-премьер российского правительства Максим Акимов. На земле Горного Алтая он оказался впервые и сразу заявил, что это один из красивейших уголков мира, похожий на рай.
Торжественное открытие состоялось в пятницу утром и собрало много гостей. Здесь присутствовали врио Главы Республики Алтай Олег Хорохордин, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, начальник Упрдор "Алтай" Ярослав Долинский, генеральный директор Барнаульского дорожно-строительного управления № 4 Николай Данилин, глава Майминского района Роман Птицын, дорожники, строившие этот участок с 2017 года, и многие другие.
В самом начале Ярослав Долинский рассказал присутствующим о реконструкции Чуйского тракта, которая началась еще в 2011 году. Наиболее загруженный участок трассы, который планируется реконструировать и расширить в первую очередь, разделен на 14 отрезков, простирающихся от границы с Алтайским краем до Усть-Семы. Это необходимо для того, чтобы дорожники могли работать на не зависимых друг от друга участках.
С 2011 по 2013 год работы шли на шестом и седьмом пусковых комплексах, в районе сел Рыбалка и Дубровка, – всего 8,4 километра. В 2016 году на въезде в Республику Алтай введен в эксплуатацию первый комплекс протяженностью 5,6 километра. И вот пришла очередь следующего участка. Так называемый пятый пусковой комплекс выводит транспортные потоки из аэропорта напрямую в Горно-Алтайск и в сторону Телецкого озера, разгружает проходящую через Майму трассу, где в туристический сезон поток машин достигает 25 тысяч единиц в сутки.
Новое качество жизни
Максим Акимов, обращаясь на открытии к собравшимся, подчеркнул, что новая дорога – это новая транспортная услуга, новое качество жизни. По всей стране и далеко за ее пределами Горный Алтай широко известен как яркий туристический уголок. Однако, подчеркнул вице-премьер, речь в этом случае идет не только о совершенствовании туристической инфраструктуры. Главная цель – улучшение условий жизни местного населения.
"Такой красивой земле точно, в первую очередь, надо давать красивые современные дороги. Это перспективно и даст работу, новую мобильность. Прежде всего живущим здесь людям это даст новые возможности и новое качество жизни. Без дорог этого сделать невозможно. Я говорю о безопасности движения, работе общественного транспорта и просто повседневной жизни людей", – сказал он.
Олег Хорохордин отметил, что Чуйский тракт – это главная транспортная артерия Республики Алтай. И это не просто громкие слова, а реальность, ведь именно по этой трассе идут главные пассажиро- и грузоперевозки, в том числе в Монголию и Китай. Дорога соединяет с этими государствами не только Алтай, но и всю Сибирь. В то же время здесь зачастую случаются пробки, повышена аварийность.
"Новый отрезок позволит увеличить пропускную способность Чуйского тракта. Кроме того, новая дорога откроет транспортный коридор между аэропортом и Горно-Алтайском, улучшит экологическую обстановку, повысит безопасность дорожного движения и позволит вывести транзитный транспорт, следующий в Горно-Алтайск и южную часть республики, за пределы Маймы", – сказал врио главы региона.
Начало обхода Маймы
До сих пор около восьми километров Чуйского тракта проходили через Майму – второй по численности населенный пункт республики.
Новый участок – это четырехполосная дорога второй технической категории протяженностью почти 3 км с первой в регионе двухуровневой транспортной развязкой. Транспортные потоки разделены с помощью осевого барьерного ограждения, которое исключает возможность столкновения встречных транспортных средств, тем самым устраняя на данном отрезке одну из главных причин страшнейших аварий современности – выезд на "встречку" с последующим лобовым столкновением.
Эта дорога – начало обхода Маймы общей протяженностью 11 километров. Работы на следующем этапе начнутся уже в следующем году. Сейчас на новый отрезок разрабатывается проектно-сметная документация. Он не будет большим – всего около 2 километров, но ожидается, что технически станет существенно сложнее. Полностью работы планируется завершить в 2024 году.
Глава Майминского района Роман Птицын считает, что эта дорога – благо для всей республики, в первую очередь для Майминского района, ведь она избавит райцентр от невероятных туристических пробок. Но при этом возникают и вопросы.
"Сейчас у муниципалитета есть опасения, что за счет местного и регионального бюджетов мы не сможем содержать в должном порядке нашу основную магистраль – улицы Подгорная и Ленина. Здесь идет основное движение, ведь 15 тысяч жителей Маймы останутся, они так же будут ездить по этим улицам. Как и львиная доля туристов, которые, въезжая в республику, поедут не по объездной дороге, а через село. Хотелось бы, чтобы региональное правительство особое внимание уделило этому моменту", – прокомментировал нам Роман Птицын.
Небывалые инвестиции
По словам М. Акимова, в ближайшие пять сезонов объем инвестиций в дорожное хозяйство региона будет утроен. И прежде всего речь идет о региональных дорогах, только федеральное финансирование на ремонт и реконструкцию которых превысит 11 млрд рублей.
"В среднем это втрое больше, чем каждый сезон вкладывалось в дороги ранее. Я считаю, что важно сделать эту работу качественно, так, чтобы за нее не было стыдно. Чтобы люди, съезжая с федеральной трассы на региональные дороги, перестали чувствовать разницу, как это бывает сейчас. Я верю, что, работая одной командой с руководством республики, мы эту задачу точно решим. Здесь хорошие перспективы. Благодаря решению Президента России, Председателя Правительства России, у нас на это появились ресурсы. Поэтому за дорожную отрасль республики можно только порадоваться", – сказал М. Акимов.
Продолжая дорожную тему, Олег Хорохордин рассказал, что уже на следующий год дорога Горно-Алтайск – Артыбаш будет передана в федеральную собственность. А ремонт ее планируется начать в 2020 году. На очереди – строительство трассы на Казахстан, которая выведет транспортный поток на город Риддер – конечную точку множества европейских маршрутов. Хотя конкретного решения по этой трассе пока не принято, стороны уже обсуждают этот проект, признавая его важность как для региона, так и для страны.
"Там надо построить еще один участок протяженностью 25 километров, передать на федеральный уровень, и дорога будет такой же красивой и комфортной, как Чуйский тракт, считающийся одной из красивейших дорог мира. Тогда у нас будет сразу три федеральных трассы. Больше дорог – это развитие туристической отрасли, новые рабочие места, повышение уровня жизни", – продолжил О. Хорохордин.
.................................................
окончание на стр. 3 и
окончание
з начало на стр. 2
.................................................
Дорожники готовы начать и строительство дороги в обход Горно-Алтайска, которая бы соединила Чуйский тракт с будущей федеральной трассой. Специалисты считают, что ее необходимо проектировать и строить, при этом указывают на возможность уложиться в сроки – на 2022 – 2024 годы. Дорога порядка 42 км планируется III технической категории и может вывести транзитный транспорт из столицы республики, обеспечит комфортное и безопасное движение транспорта. Речь об этом шла уже на совещании по развитию дорожного хозяйства республики.
М. Акимов пояснил, что по некоторым объектам понадобится более предметная работа, пока рано говорить о конкретном финансировании. В то же время по ключевым моментам достигнута договоренность.
Для рая –
не только дороги
"Если говорить про мои обычные человеческие эмоции от Горного Алтая, куда я приехал впервые, скажу, что сражен наповал. Конечно, по рассказам и Олега Леонидовича, и других коллег, которые бывали у вас, ожидал, что здесь очень хорошо, но не думал, что это действительно, в яви, похоже на рай, если кто-то может его описать", – сказал Максим Акимов журналистам.
Он отметил, что у региона огромный потенциал и носит он глобальный характер. В ближайшие годы, подчеркнул М. Акимов, здесь предстоит большая работа, в том числе и по развитию магистральной инфраструктуры.
"Это одно из осевых направлений развития региона, потому что эту сложную экосистему, этот баланс надо сохранять. Я не думаю, что привлечение сюда какого-то значительного объема тяжелой индустрии – это путь развития. Экосистема сама по себе содержит огромные возможности для развития. И магистральная инфраструктура – основа. Не будет этого – не будет посещаемости, соответственно, не будет у людей перспективы и занятости", – сказал он.
Максим Акимов остановился и на вопросе развития региональной авиации – недавно в регионе состоялся первый за четверть века технический рейс в Кош-Агач. Этот проект очень интересен для Федерации, он может стать пилотным по развитию внутренней сети авиаперевозок.
"Мы можем предоставить льготы в части выплаты лизинговых платежей по снижению ставки по авиационному парку. Также хотели бы участвовать в капиталовложениях по реконструкции плоскостных объектов, возможно и в реконструкции зданий аэропортов. Это и новая транспортная услуга для жителей, и возможность очень быстрого перемещения туристов в место, где они наметили свой отдых", – подчеркнул он.
Напомним, сейчас из аэропорта Горно-Алтайска выполняются регулярные рейсы на Новосибирск, Красноярск, Казань, Екатеринбург, с 16 июля на Москву начинает летать второй перевозчик. Это вызывает надежду на снижение цен на билеты.
"С удовлетворением отмечаю, что благодаря усилиям Олега Леонидовича здесь начнет работать новый перевозчик. Я надеюсь, что работа будет продолжена, со своей стороны, с федерального уровня, будем помогать в данном направлении", – заявил Максим Акимов.
На совещании О. Хорохордин рассказал, что авиакомпания "СиЛА" планирует открыть рейс в Новокузнецк. Также у региона большой запрос на рейсы до Санкт-Петербурга, Иркутска, Омска. Регион надеется попасть в программу субсидирования с данными новыми рейсами. В перспективе будут выполняться и международные полеты. Владельцы аэропорта – "Сбербанк" и АФК "Система" проводят исследование по предполагаемому грузо- и пассажиропотоку, после чего начнется стадия проектирования международного терминала.
Первые в республике
В рамках визита в республику Максим Акимов побывал в Многофункциональном центре в Майме, работающем с июня 2010 года. С работой учреждения высокого гостя познакомил глава района. Роман Птицын рассказал, что именно здесь было открыто первое в республике окно для юридических лиц. Сегодня это подразделение МФЦ – второе по нагрузке в республике. Здесь осуществляется 159 видов операций, оказывается 72 вида услуг для юридических лиц. А с 2013 года на территории Майминского района действуют территориально обособленные структурные подразделения МФЦ в Манжероке и Соузге, с 2014 года – в Кызыл-Озеке и Бирюле.
Востребованность этого отделения растет постоянно – если в 2017 году граждане получили более 38 тысяч услуг, то в прошлом году показатель превысил 46 тысяч.
"Порядка 60% всех инвестиций в Республике Алтай приходится на Майминский район. Мы так расположены, что наиболее удобны для инвестиций. И то, что Максим Алексеевич Акимов посетил Майминский район – это закономерно. К тому же обсуждались проекты не только районного, но и республиканского уровня. Я назвал бы этот визит благом, потому что когда чиновники такого уровня приезжают в регион, за их визитом следуют поручения, а за поручениями – инвестиции в экономику", – отметил Р. Птицын.
М. Акимов также побывал в Центре обработки вызовов системы-112, расположенном в "Долине Алтая". Он ознакомился с работой операторов, ежедневно спасающих не одну человеческую жизнь, и узнал о том, что в период активного турсезона число вызовов вырастает в разы. Побывал он и на границе Республики Алтай с Алтайским краем, где увидел недавно установленный, но уже ставший популярным среди гостей региона памятник туристу.
...................................................
Варвара Попова