Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил, что музыка – высшее в мире искусство, его же он называл стенографией чувств. Советский поэт и журналист Михаил Светлов заявлял, что словосочетание "человек и песня" звучит для него не иначе, чем "человек и воздух", – если воздуха не хватает, человек задыхается. Действительно, музыка играет важную роль в истории, культуре любого народа, любой цивилизации. Не является исключением и Республика Алтай. Об этом говорил и врио главы региона Олег Хорохордин на совещании с руководителями отделов культуры районов и директорами школ искусств:
– Республика Алтай богата творческими людьми, и, конечно, таланты нужно развивать с самого раннего детства. Ежегодно на музыкальном небосклоне республики загораются новые яркие звезды. Наши детские ансамбли, юные вокалисты становятся призерами и лауреатами международных конкурсов и фестивалей. Конечно, без серьезной школы и талантливых педагогов это было бы невозможно.
На мероприятии руководители 13 детских музыкальных школ и школы искусств региона получили сертификаты на новые инструменты – пианино российской марки "Михаил Глинка", произведенные фирмой "Невада-Саунд" в Санкт-Петербурге. Для Майминской детской школы искусств этот день стал настоящим праздником, которого ждали так долго.
– Сертификат, который сегодня нам вручили, – это очень важное событие, потому что за много-много лет мы впервые получаем новый инструмент. Важно, что, поддерживая детские школы искусств, правительство не забывает и о поддержке отечественного производителя. Надеюсь, что уровень инструментов соответствует мировым стандартам, – прокомментировала директор Ксения Шуваева.
Сегодня здесь обучается 550 детей, причем не только из Маймы, но и из близлежащих сел Подгорного, Соузги, Карлушки, Дубровки, приезжают на занятия и ребята из Горно-Алтайска. По словам К. Шуваевой, главное достояние школы – это кадры, и каждый преподаватель – профессионал своего дела. Это подтверждается ежегодным участием детей в конкурсах и фестивалях от районного до международного уровня. Многие из ребят становятся лауреатами этих престижных состязаний. Значительная доля учеников после окончания школы продолжает профессионально обучаться различным видам искусств в среднеспециальных учебных заведениях и вузах страны.
Например, в этом году Айдар Салимбаев поступил в Барнаульский музыкальный колледж искусств на струнно-смычковое отделение, Виктория Дайнекова – в Новоалтайское художественное училище, Елена Касаткина – в республиканский Колледж культуры и искусства имени Г.И. Чорос-Гуркина, Ольга Симонова – в Красноярское художественное училище.
– К сожалению, получив среднее и высшее образование, не все возвращаются в республику. Ребята остаются в больших городах, играют в оркестрах. Там все же больше коллективов, развиты малые формы ансамблевой игры, выше доходы. Я очень рада, что Олег Леонидович за-тронул сегодня эту тему и отметил необходимость популяризации данной профессии в республике. На это у нас большие надежды, – добавила К. Шуваева.
На встрече Олега Хорохордина с руководителями детских школ искусств и музыкальных школ региона был поднят вопрос внедрения новой персонифицированной модели финансирования дополнительного образования, которая вводится с нового учебного года. Суть ее заключается в том, что теперь финансирование будет выделяться не на учебное заведение, а на каждого конкретного ребенка. По новой системе родителям детей от 5 до 18 лет будут предоставлять сертификаты, которые дают возможность оплатить бюджетными средствами посещение кружков, секций и детских центров, причем не только государственных, но и частных.
Сертификат дополнительного образования – это официальное подтверждение возможности ребенка обучаться в кружках и секциях за счет государства. Сертификат не нужно будет получать каждый учебный год, он будет выдаваться единожды и действовать до исполнения ребенку 18 лет. Средства на сертификате будут ежегодно пополняться. Такая система касается всего дополнительного детского образования, а не только в сфере искусства. При этом министр культуры региона Ольга Антарадонова отметила, что детские школы искусств республики начнут поэтапно переходить на новую систему с января 2020 года.
Педагоги пока обеспокоены новой схемой. Она хороша для кружков, но может отрицательно сказаться именно на системе предпрофессиональной подготовки, где значительная часть занятий с детьми индивидуальна. Есть опасения, что после внедрения сертификатов произойдет сокращение количества часов, предусмотренных на одного ребенка. В этом случае пострадает качество образования.
– Цель заявлена благая, но как это будет работать на практике, мы пока не знаем. Понимаю, что у работников детских школ искусств могут быть опасения по этому поводу. Хотя, согласно опросам, в тех пилотных регионах, где эта модель внедряется с 2017 года, подавляющее большинство родителей и педагогов она устраивает, – сказал О. Хорохордин.
В этом году в Республике Алтай планируется охватить допобразованием 25 % детей от 5 до 18 лет. Врио главы поручил предусмотреть все возможные риски, пересчитать в случае необходимости все нормативы и обязательно сохранить высокое качество преподавания, существующее сейчас.
– Мы должны четко все просчитать – сколько детей необходимо привлечь в систему допобразования, каких ресурсов нам не хватает – и обращаться в федеральный центр. Качество дополнительного образования ни в коем случае не должно снижаться, – подчеркнул О. Хорохордин.
.................................................
Варвара Попова