В Республике Алтай численность обучающихся детей школьного и дошкольного возраста составляет порядка 52 тысяч человек, около 6 тысяч человек обучаются в системе среднего профессионального образования.
– В абсолютных цифрах в сравнении с другими регионами это не является большим показателем. Важно другое – это тысячи наших граждан, перед которыми мы несем ответственность за качественное и доступное образование, воспитание, взращивание профессионалов, квалифицированных кадров, и мы должны четко понимать ту меру ответственности, которая перед нами стоит. Нацпроекты – это реальные меры и улучшение стратегии качества жизни, – сказала министр.
Нацпроекты и гранты
Олег Хорохордин отметил, что в Республике Алтай в этом году началась активная работа в рамках национальных проектов. На их реализацию получены серьезные средства, и для того чтобы иметь возможность и в последующие годы получать эти ресурсы, обеспечивать нужный результат в интересах населения, очень важно, чтобы освоение этих средств было своевременным и эффективным.
Министр рассказала, что в этом году регион получил серьезную сумму на капитальные вложения: строительство школ, создание новых мест в яслях по нацпроекту "Демография", обновление материальной базы и инфраструктуры для занятий спортом в сельских школах, создание детского технопарка Кванториум, а также Центра образования цифрового и гуманитарного профиля "Точка роста".
Она уточнила, что в рамках нацпроекта "Образование" регионы получают и грантовую поддержку по трем направлениям: инновации в дополнительном образовании, обновление материально-технической базы колледжей и гранты на работу с родителями.
– Гранты на взаимодействие с родителями – это абсолютно новое направление работы во всей системе образования, которое по сути ставит задачу просвещения родителей через повышение их компетентности и вовлеченности в процесс образования. Последние научные исследования подтверждают, что сегодня родители стоят несколько в отдалении от общих процессов, я надеюсь, что в следующем году ситуация изменится, – пояснила Ольга Васильева.
Новый учебный год
В рамках совещания обсуждалась и подготовка образовательных организаций к новому учебному году. В настоящее время практически во всех учреждениях текущий ремонт закончен. Подходит к завершению работа в части устранения имеющихся замечаний и предписаний надзорных органов по обеспечению пожарной безопасности, антитеррористической защищенности и соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований.
Глава Майминского района Роман Птицын доложил, что на территории муниципального образования работает 33 образовательных учреждения, из них 16 школ, где обучаются 3 885 человек. В рамках подготовки к новому учебному году проведены текущие и капитальные ремонты учреждений. На это направлено 41,3 млн рублей из бюджетов разного уровня – на 62% больше, чем годом ранее. При этом в четырех учреждениях проходят серьезные капремонты, и есть проблемы со сроками их выполнения.
– По закону, в любом учреждении образования мы имеем право проводить крупные ремонты с 1 июля по 15 августа – после проведения летних площадок, поэтому хочу попросить о межведомственном взаимодействии. Мы совместно с минобразования региона готовы подготовить инициативу в части каких-то исключений в рамках подготовки образовательных учреждений по прямым контрактам для проведения подобных крупных ремонтов, – предложил Р. Птицын.
Обратил он внимание и на ситуацию с предписаниями контрольно-надзорных органов, исполнение которых требует десятков миллионов рублей, но порой не ведет к желаемому результату.
– Все они вынесены в связи с изменением санитарных, строительных норм по объектам, построенным в 60 – 70-х годах прошлого века. Устранение этих нарушений не улучшит учебный процесс и не повлияет на безопасность пребывания детей. Возможно, также в рамках межведомственного взаимодействия можно было бы пересмотреть подходы по тем объектам, которые попадают в данную категорию. Считаю, что это недостаточно эффективное использование бюджетных средств, – сказал Р. Птицын.
Рассказал он и о проблеме сменности. Сегодня образовательные учреждения Маймы и Кызыл-Озека переполнены. Для решения этой проблемы муниципальное образование проектирует четыре школы по 275 мест каждая – одна в Кызыл-Озеке, две в Майме в районе Березовой рощи.
– Школу проектируем также в Урлу-Аспаке. Это будет совмещенный комплекс – 60 мест на школу и 40 мест на детский сад. Однако бюджет муниципалитета или региона не позволяет профинансировать строительство этих объектов, и я попросил бы рассмотреть возможность включения объектов в одну из федеральных программ, – добавил глава района.
Министр спросила, почему нельзя построить в Березовой роще одну большую школу вместо двух маленьких? Это сэкономит средства и дальнейшие расходы на эксплуатацию учреждения.
– Расстояние между ними порядка 5 км, а у нас нет внутримуниципального общественного транспорта. Подвоз также невозможен, потому что сегодня в районе из 12 школьных автобусов половина старше шести лет, – ответил глава муниципального образования. – Кроме того, – добавил он, – земельный участок не позволяет разместить более крупный объект.