В преддверии праздни-
ка мы поговорили с
воспитателями и педагогами дополнительного образования детского сада "Медвежонок" о профессии, детях, методах воспитания и бесконечной любви к своему делу.
Ольга Константиновна,
мы к Вам!
Ольгу Константиновну Тестову в Майме знают почти все жители: ведь она воспитала не одно поколение детей. Почти 40 лет она работает воспитателем в детском саду, оставаясь преданной этой профессии. Наша героиня стояла у истоков образования и открытия садика. Именно от нее я узнала, почему садик назван "Медвежонком". Сегодня в ее группе 25 карапузов. Каждое утро, когда дети приходят в детский сад – мир, наполненный интересными и познавательными книжками, мишками, куклами, кубиками и мячами, – их с улыбкой и душевным теплом встречает воспитатель.
– Ольга Константиновна, расскажите, как Вы пришли в профессию и про свой первый рабочий день?
– Работаю я 39 лет со дня открытия садика, в следующем году мы отметим юбилей и я в том числе. Окончила Горно-Алтайский педагогический институт, после пять лет работала в школе, а в 1980 году открылся "Медвежонок". Кстати, в это время в Москве, столице СССР, с 19 июля по 3 августа 1980 года проходили летние Олимпийские игры – первые в истории на территории Восточной Европы, а также первые в социалистической стране. И наш садик был назван в честь этих игр – олимпийского медвежонка, который всех встречал и провожал. Алла Васильевна Ухналь была первой заведующей, затем Людмила Ивановна Серебрянская.
В первый рабочий день мы пришли рано, готовились с утра. Мы тогда принимали так же, как и сегодня, шесть групп, у меня была подготовительная – сборная из 18 детишек. Детский сад был ведомственным учреждением Агропромтранссельхозтехники, это нас потом передали в образование. Работали 12 воспитателей, шесть нянь, была еще и ясельная группа.
– Какой была воспитательная работа 40 лет назад, и что нового сегодня?
– В первую очередь – интересной. Надо и самой учиться, и детей обучать. Своими руками делали разные поделки из журналов, лепили, вырезали и клеили. Мужья помогали делать ремонт. Раньше стены и мебель были в темных тонах, это сейчас все красочно. У нас не было никаких приспособлений, приходилось как-то выкручиваться.
Сегодня в системе дополнительного образования внедряются новые методики, развивающие игры, красочные наглядные пособия. Улучшилась материальная база – это большая помощь воспитателю. Еще в 1980 году работали по программе дошкольного образования М.А. Васильевой "От рождения до школы". Сегодня руководствуемся той же программой, но уже обновленной. Это и планирование организационной деятельности, и литература, и работа с родителями, анкетирование, ежедневная и индивидуальная работа. А трудиться стало легче, несмотря на большую отчетность. Хотелось бы, чтобы у нас был инструктор по физкультуре, поскольку современные реалии требуют здоровых и выносливых детей.
– Есть ли семьи, которые приходят к Вам поколениями?
– Мой сын ходил – вырос, женился, родились дети, которые посещают садик сегодня. Ко мне часто подходят мои бывшие воспитанники и говорят: "Ольга Константиновна, мы хотим привести своих детей к вам". Это очень приятно.
– Какие они – современные дети?
– Если сравнивать с детьми нашей первой группы, то это противоположности. Современные дети раскрепощенные, ловкие на язык, интересующиеся всем вокруг. С другой же стороны, они не знают слов "нет", "нельзя". Работать с современными воспитанниками увлекательно. Но только они привыкнут к нам, а уже подготовительная группа и приходится прощаться. Жалко. Все они не-обычные, энергичные, бойкие.
В процессе работы используем разные методики, всегда стараемся привносить что-то новое, интересное. У нас все проходит в игровой форме. Дети не успевают даже напроказничать, что-то такое сделать, ведь мы стараемся быстро переключаться с одной деятельности на другую. И не заостряю внимания на том, что они гиперактивны, вообще, я таких, наоборот, люблю, они быстро все схватывают, быстро учатся.
– Не могу Вас не спросить, а как поменялись родители?
– Во-первых, стали требовательнее, быстро ориентируются в критической ситуации, но основной костяк – отзывчивые, можно на них положиться.
– Как Вы относитесь к мультфильмам?
– Знаете, наши некоторые трехлетки не слышали и не видели народных сказок. Это о чем говорит? О том что родители не читают, не рассказывают сказок и не занимаются с детьми. Когда читаем "Волк и семеро козлят", делаем акцент на то, чтобы дети не открывали посторонним дверь. В "Красной шапочке" обращаем внимание на положительных и отрицательных героев.
Знаете, самое непростительное то, что сказки перевернули с ног на голову. Очень обидно. Вот, например, о "Красной шапочке" много где встречаешь отрицательные отзывы: зачем она одна пошла лес, почему мама отпустила?
Была у меня средняя группа, которая любила сказку "Гуси-лебеди". Каждый день они просили ее, мы и показывали, и читали.
– Какой он – современный воспитатель?
– Энергичный, хваткий, динамичный, быстро адаптирующийся в нынешних условиях.
На работу хожу
с удовольствием!
Детский сад "Медвежонок" славится не только опытными педагогами, но и молодыми специалистами, как, например, Анастасия Владимировна Чепуряева. Добрая, талантливая, она умеет увлечь детей и взрослых, заботится о физическом и духовном здоровье своих воспитанников. На занятиях, прогулках воспитывает патриотические чувства к Родине, разучивает с ними стихи.
В настоящее время у Анастасии Владимировны старшая группа – это 22 любознательных, подвижных и веселых ребенка. И с родителями воспитанников у нее складываются доверительные отношения, они часто обращаются за помощью, советом. Воспитательница активно участвует в жизни детского сада, победительница районных конкурсов.
Анастасию Владимировну я встретила на прогулке вместе со всеми ребятишками. В этот день наша героиня была удивительно красива, напомнив одновременно и моего преподавателя по социологии, и Золушку, и Василису Премудрую. Она торжественно открыла калитку, входя в детский мир, чуть-чуть поправила прическу, гордо подняла голову, расправила плечи. Идет не спеша, здороваясь со всеми, а я ее встречаю, как почетный караул.
– Анастасия Владимировна, расскажите, почему Вы решили стать воспитателем?
– Детей я люблю с детства, мне уже тогда нравилось играть в учителя. В 2007 году после окончания школы поступила в педагогический колледж на до-школьное отделение. Продолжила обучение в Горно-Алтайском государственном университете на факультете иностранных языков, я тогда активно интересовалась языками. Работу искала по первой специальности – воспитатель. Сначала работала в частном детском саду, а 1 марта 2016 года устроилась воспитателем в "Медвежонок". Люблю свою профессию и даже не думаю менять сферу деятельности. Коллектив дружный, тепло встретили, помогали и помогают до сих пор.
– Вы участница многих районных конкурсов, расскажите о них?
– Участие в конкурсах "Педагогический дебют-2017", "Педагогическая весна-2018" было моей инициативой, поскольку хотела познакомиться с коллегами, проявить себя и проверить свои силы. На VII Всероссийский конкурс "Воспитатели России-2019" подготовить заявку и документацию помогала и.о. заведующего детским садом Н.В. Зорина. В конкурсе принимают участие не только воспитатели, но и руководители ДОУ. Наша номинация "Лучший молодой воспитатель образовательной организации" направлена на выявление лучших воспитательных методик, реализующихся в образовательных организациях.
– Что Вы используете в своей работе?
– Руководствуемся программой "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, в соответствии с ней готовим свои рабочие планы. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, ведь дети живут в игре. Подметив в ребенке способности, мы должны не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать их.
– Как начинается Ваш рабочий день?
– В 7.00 принимаем детей, проводим беседу с родителями, делаем утреннюю зарядку, завтракаем. Далее идут занятия, прогулка, обед, тихий час, после сна снова делаем зарядку и завершаем день вечерним обучением. Обязательно перед сном читаем сказку или показываем небольшой мультфильм на десять минут. Раз в месяц приходят специалисты из Детской школы искусств, занимаются с детьми лепкой, рисованием.
– Когда у детей дневной сон, чем Вы занимаетесь?
– Пишу план на следующий рабочий день.
– Многих педагогов пугает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, какие можно вынести основные правила?
– Не стоит бояться, надо хорошо изучить и применять стандарты на практике. Образовательная программа по ФГОС ДО определяется не как гарантия получения знаний, умений и навыков, а, скорее, как программа психолого-педагогической поддержки, индивидуализации и социализации ребенка. Стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и ухода от занятий школьного типа, безусловно, положителен.
.................................................
окончание на стр. 6 и
окончание
з начало на стр. 5
.................................................
– Три вещи, которые Вы пожелали бы родителям в воспитании детей?
– В первую очередь терпения, любви и не забывать заниматься с детьми.
– Три вещи, за которые Вы любите свою работу?
– Любовь к детям, творчество и возможность карьерного роста. С уверенностью могу сказать, что здесь все мое, я с удовольствием хожу на работу.
– У Вас есть любимые сказки?
– Да, очень нравится "Буратино".
В свою очередь, Анастасия Владимировна пожелала коллегам профессионального роста, всего самого доброго и светлого. Чтобы дети всегда радовали их, а они радовались успехам своих воспитанников.
Взгляд снизу
Леша Варнавский, три года.
– Что ты любишь больше всего делать?
– Играть в игру, которую мама купила.
– А мама где работает?
– На работе.
– Компот или газировка?
– Газировка.
– Каша или конфеты?
– Коричневые конфеты.
– Рисовать или петь?
– Рисовать.
– Когда ты станешь большим, то кем ты станешь?
– Большим, говорю большим.
– А что тебе подарили на день рождения?
– Пистолет и колпачок.
Кирилл Котельников, пять лет.
– Какие профессии ты знаешь?
– Полиция, пожарные, спасатели и спецназ.
– Кем ты станешь?
– Полицейским.
– А чем они занимаются?
– Ловят преступников.
– Кто такой сантехник?
– Он все по технике делает.
– Ты бы хотел стать взрослым?
– Да.
– А чем ты будешь заниматься?
– Я бы нашел легкую профессию и работал. Ну, хотя бы тем, кто в магазине работает и все оплачивает.
Полина Власова, четыре года.
– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
– Доктором.
– Какие у тебя есть наряды?
– Платье с лолками.
– Во сколько дети должны ложиться спать?
– В 30.
– А какая у тебя мечта?
– Стать доктором.
– Как ты думаешь, кто такой налоговый инспектор?
– Он забирает деньги и следит за ними.
И.о. заведующего детским садом "Медвежонок" Наталья Владимировна Зорина в этот день поздравляет своих коллег с профессиональным праздником:
– Наша работа заключается в том, что мы учим наших малышей не только завязывать шнурки и натягивать колготки, но и самому главному, что есть в этой жизни, – любви и добру. Желаю всем безграничного терпения и огромного запаса внутренних сил. Желаю вам никогда не терять оптимизма, а, наоборот, черпать его из жизнерадостных и открытых улыбок наших воспитанников. Пускай тот теплый свет искренних сердечек навсегда пронзит ваши судьбы счастьем, радостью и глубоким моральным удовлетворением.