На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и нежней одно –
Из двух слогов простое слово "ма-ма",
И нету слов роднее, чем оно!
(И. Мазнин)
Нет ничего важнее в жизни, чем растить и учить детей. В День матери, поздравляя всех мам, вспомним, что есть мамы, которые совмещают эти два самых важных занятия. Так бывает, если мама – педагог.
Учительский труд – понятие круглосуточное. Любимая учительница – как вторая мама, которой не все равно, как живут ее "школьные" дети. Нужно вникать в проблемы, кого-то приструнить, кого-то погладить по голове, найти единственно нужные слова. Но насколько же это трудно, если кроме учеников и школьных забот у учительницы четверо собственных детей! Им тоже нужна мама, ее поддержка, разговоры по душам, тепло и уют в доме. Как все совместить? И тогда приходится маме-учительнице налаживать жизнь своей семьи так, чтобы ее детей воспитывал еще и сам жизненный уклад.
Т.Н. Дюкарева, дочь Антонины Ивановны Поповой:
– Самое главное, чему нас научили мама с папой, – трудолюбие и честность. Знаю, что они никого не обманули, никогда не причиняли людям зла. Они честно трудились всегда – за это их любили и уважали.
Татьяна Николаевна продолжает:
– И мы стараемся передать эти качества своим детям, внукам. Папы, к сожалению, уже нет с нами, но зато с бабушкой наше младшее поколение активно общается.
Антонина Ивановна с мужем Николаем Александровичем вырастили двух дочерей – Ольгу и Татьяну и двух сыновей – Александра и Николая.
– Ольга окончила в Новосибирске топографический техникум, – рассказывает Татьяна Николаевна, – а я пошла проторенным путем – стала педагогом, правда дошкольным. Не жалею, хотя кроме педагогики мне и другие специальности нравились.
Антонина Ивановна дополняет:
– А вот сыновья как-то не стремились именно к образованию. Но зато они массу специальностей освоили!
– Это у них от папы, – добавляет Татьяна Николаевна. – У него были золотые руки. К сожалению, ему не пришлось толком учиться – рос в войну, не до того было, – но он умел делать многое! Вот вся мебель, что здесь стоит, изготовлена его руками. Брат Николай – его, кстати, назвали в честь папы – живет в Манжероке, у него своя кузница, успешно трудится. Александр живет в Рубцовске. Он большой любитель природы, окрестности наши знал как свои пять пальцев и в 12 лет уже мог сопроводить группы туристов по любым маршрутам, к любой из наших местных достопримечательностей. Кстати, оба брата владеют несколькими строительными специальностями, а Саша даже поработал на строительстве нашей манжерокской школы.
У Антонины Ивановны выросли восемь внуков, подрастают девять правнуков. На стене – множество портретов, на столе тоже стоят снимки.
– Вы не думайте, это не специально к вашему приходу оформлено. Внуки мне фото в рамках дарят, можно и повесить тут же, и поставить. Все как будто рядом со мной.
А еще множество альбомов с фотографиями – здесь родители, родственники, дети. Поездки, памятные события. Год за годом – вся жизнь большой семьи Поповых.
– Мы всегда говорим, что с нашей мамы нужно брать пример! Она до сих пор с удовольствием читает, а сколько стихов наизусть помнит! А еще мама написала книгу, – делится Татьяна Николаевна.
– Ну, не книгу, это громко сказано. Просто воспоминания свои записываю.
В обычной общей тетрадке аккуратным учительским почерком заполнены странички, приклеены фотографии. Здесь живут воспоминания, целая эпоха уместилась! Когда началась война, Тоне было неполных одиннадцать лет.
– Вот наш класс, я всех до сих пор по именам помню. Видите – маленькие, худенькие, время-то военное. А это брат. До войны его призвали в армию, служил в Бресте, перед самой войной прислал эту фотокарточку, последнюю. С первого дня войны мама плакала, зная, что его больше нет, хотя мы даже похоронку не получили. Вот другой брат, он тоже погиб.
Военное детство трудное, голодное и холодное. А все равно – детство!
– Я уже тогда мечтала быть учительницей. Почти все мужчины ушли на фронт, женщины заменили их на работе, а маленькие дети остались без присмотра. Вот я и играла с ними в школу. Вела уроки, которые сама посещала, – и стихи с ними разучивала, и писать-считать учила, и песни пела, даже уроки физкультуры устраивала.
– А выбрали все-таки географию, а не начальные классы!
– Уроки географии были любимыми, но рисовать нравилось куда больше! Все стены завешивала картинками! В майминской первой школе работали эвакуированные из Ленинграда учителя, кто-то из них привез с собой большую коробку карандашей, настоящее сокровище по тем временам. Когда заметили мое увлечение – подарили это богатство, ни у кого не было столько карандашей!
Студенческие фотографии: групповые и маленькие снимки "шесть на девять".
– Стипендия была небольшая, а мы ее частенько тратили на кино и фотокарточки. Зато все девочки здесь – молоденькие, хорошенькие. Многие потом стали директорами школ. Мы ведь один из первых выпусков Горно-Алтайского института, при нас он был не педагогическим, а учительским.
Мы листаем тетрадку. Вот уже другие школьные снимки. Один класс, следом другой, рядом подписи: год, фамилии, имена.
– Вот в этом классе почти треть учеников была из детского дома, среди них много способных детей. Валя Жданова например. В школе была отличницей, потом окончила медицинский институт в Томске, стала врачом. Среди моих учеников много талантливых, интересных людей. Мария Образцова и Николай Воробьев, наши известные поэты, учились у меня в классе.
– А кто-нибудь из ваших учеников по вашим стопам пошел?
– Педагогов среди них много. Жаль только, что никто так и не выбрал своей учительской специальностью географию, хотя мои уроки дети любили. Ребята меня никогда не забывают. С праздниками поздравляют, навещают. Моей первой выпускнице уже за семьдесят, представляете? И с ней мы тоже частенько встречаемся.
Хорошие учителя – как родители. Ты уходишь из школы, живешь своей взрослой жизнью, а твоя школьная учительница помнит о тебе, радуется твоим успехам, гордится твоими достижениями.
В следующем году у Антонины Ивановны будет юбилей – 90 лет. Надеюсь, что мы непременно встретимся с ней по этому случаю.
А сегодня, поздравляя с Днем матери, мы благодарим ее за своих детей и учеников.