Впервые у них была уникальная возможность встретиться и подвести своеобразный итог своим исследованиям на конференции с международным участием, которая прошла 20-21 апреля 2018 года в ГГПИ. им. В.Г. Короленко.
Организаторами Всероссийской научной конференции выступили Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского исследовательского центра УрО РАН (г. Ижевск), ГГПИ им. В.Г.Короленко, Институт языкознания РАН (г. Москва), Общество бесермянского народа в УР, при поддержке Министерства национальной политики УР.
Впервые ГГПИ объединил на одной площадке учёных, изучающих бесермянский язык, историю и культуру этого уникального народа. Конференция имеет важное общественное значение, поскольку был обобщен уникальный опыт, ученые услышали друг друга. Проведение конференции с международным участием стало для Глазовского государственного педагогического института не только отличной возможностью для установления международных связей, но и подтверждением статуса социально-культурного центра севера Удмуртии.
В конференции приняли участие гости из Ижевска, Москвы, Санкт-Петербурга, города Тарту (Эстония). С докладами выступили представители Университета Гамбурга из Германии и Венского университета из Австрии.
В конференции приняли участие более 50 человек. На открытии всех участников приветствовал первый заместитель министра национальной политики Удмуртской Республики Павел Анатольевич Орлов. На конференции выступили артисты бесермянского фольклорного коллектива "Янчик", театр костюма "Кабачи" Глазовского краеведческого музея, работала выставка книг и изданий о бесермянах библиотек ГГПИ и Глазовской районной ЦБС, а также была представлена выставка Центра декоративно-прикладного искусства и ремесел села Юкаменское под названием "Бесермянская тема в работах современных мастеров".
Конференция помогла осветить современные работы и исследования в различных сферах жизни бесермян. Ученые и исследователи обсудили: данные антропологии к вопросу о происхождении бесермян, историю возникновения некоторых слов, музыкальный язык, говор деревни Шамардан, особенности поэтической картины мира бесермянского поэта Михаила Федотова и многое другое.
Мария Усачева, специалист Института языкознания РАН (г. Москва):
- Я занимаюсь изучением бесермянского народа с 17 лет, как только поехала на практику в деревню Шамардан. То есть, уже почти 15 лет я влюблена в этот народ. Мы с моими коллегами пишем бесермянский словарь, занимаемся грамматикой. Я приехала на эту конференцию, чтобы рассказать о том, как и откуда мы берем все материалы для изучения. Я благодарна всем организаторам за уникальную возможность получить в одном месте информацию от ученых, которые занимаются изучением бесермян.
Кристиан Пишлёгер (Венский университет, Австрия):
- Я уже 20 лет занимаюсь изучением удмуртского языка и немного бесермянским. И за все эти годы – это первая подобная конференция, посвященная теме уникального народа. Я рад, что она прошла именно на Родине бесермян - на севере Удмуртии. К тому же, моя жена – наполовину бесермянка, и мне эта тема интересна еще и по личным соображениям. Я могу лучше изучить ее происхождение. Конференция стала очень полезной и для моей дальнейшей научной деятельности. Я получил здесь столько информации, что мне понадобится некоторое время, чтобы все разложить по полочкам.
Конференция позволила учёным ближе познакомиться, обменяться мнениями друг с другом. Все доклады, прозвучавшие на конференции, будут опубликованы в различных научных изданиях и доступны широкому кругу специалистов и простых людей.
Коротко.
Ученые полагают, что бесермяне пошли от южных удмуртов (в Чувашии, недалеко от Волги, есть гора, известная как Пессермен, или Бесермян). Под влиянием волжских булгар (предки казанских татар) южные удмурты приняли ислам (слово бесермяне возводят к слову мусульмане), потом, спасаясь от монголо-татар, бежали в тайгу на север Удмуртии, где уже после прихода русских были крещены вместе с другими удмуртами, однако сохранили элементы мусульманства. Этнографы отмечают, что для совершения некоторых обрядов иногда бесермяне приглашают муллу. Праздник окончания сева называют по-тюркски — Кырбан. Сохраняются элементы языческих обрядов.
Бесермяне живут на северо-западе Удмуртии, язык их близок к удмуртскому. Главное отличие — большое количество тюркских слов.