Продажа цветов – это, наверное, трудоёмкий и наукоёмкий бизнес. Этому нельзя научиться в интернете, по книжкам и по рассказам друзей. Здесь шанс прогореть необычайно высок.
Граховчанка Ирина Доронина вот уже 13 лет работает в цветочном бизнесе. За эти годы она нисколько об этом не пожалела.
Нынче в районном конкурсе "Лучший предприниматель 2017 года" в номинации "Производство" Ирина Доронина, как и предприниматель со Старой Игры Ольга Крестьянинова, стала победителем. Сегодня на торжественном мероприятии ей вручат диплом и денежную премию.
- Мама меня с моими сестрёнками с малых лет приучала к труду, за что я ей очень благодарна. Летом большую часть времени я проводила с ней в саду. Старалась всегда ей помогать – посадить, прополоть, полить. Вот тогда, наверное, и появилась эта любовь к цветам, земле и растениям.
- Ирина Фаритовна, в чем специфика цветочного магазина?
- Мы торгуем скоропортящимся продуктом. Если одежда может висеть годами на прилавке, продажа цветка – дело нескольких дней. Поэтому, если вы ничего не знаете об этом бизнесе, никогда в нем не работали, есть риск прогореть. Вторая особенность – это то, что флористике практически нельзя научиться. У человека должен быть талант, художественный вкус к составлению букета, сочетанию цветов. Это не механическая работа, которой можно научить на каких-то курсах, это - искусство. Каждый составленный нами букет - это произведение.
Вообще, когда у меня просят совета те, кто хочет заниматься цветочным бизнесом, но никогда не держал в руках букет, не составлял его – я их отговариваю, потому что они не будут иметь успех в этом деле. Флористику нужно знать и любить, иметь творческую жилку!
- Из чего состоит ассортимент вашего магазина? Какой товар самый продаваемый?
- У нас в магазине большой ассортимент рассады, семян, грунта, горшков, удобрений, горшечных и свежесрезанных цветов. Самые продаваемые цветы, конечно же, розы. Если клиент не нашел у нас какой-нибудь цветок, мы можем привезти ему на заказ. Также мы продаём всякие сопутствующие товары - корзинки, сувениры, открытки.
- Кто клиенты цветочного магазина?
- Могу с уверенностью сказать, что с клиентами мне повезло. Многие из них стали уже постоянными. Считаю, что с ними нужно поддерживать дружеские отношения, давать советы и рекомендации. Есть такое утверждение: "Один довольный клиент приведет ещё четырёх". Нужно любить своего покупателя.
- Что нужно сделать, чтобы стать настоящим профессионалом этого дела?
- Главное, любить то, чем ты занимаешься, не останавливаться на достигнутом и работать над собой. Когда не было интернета, я читала очень много книг и журналов, смотрела тематические телепередачи.
- Как Вы считаете, что самое важное в бизнесе?
- Не знаю как у других, а у меня - это моя команда (сестры, муж и мама). Это те, кому я доверяю полностью. Ну, и, конечно, работа над качеством.
- Ирина Фаритовна, поделитесь рецептом успеха и своими планами на будущее.
- Рецепт успеха прост - люби то, что ты делаешь! А в планах - расширить ассортимент товара и услуг, которые мы предоставляем нашим любимым покупателям.