Участники совещания рассмотрели вопрос о состоянии и мерах по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Удмуртской Республики, а также объектов, использующих в своей деятельности сжиженный газ в промышленных объёмах.
С сообщениями на эту тему выступили первый заместитель министра строительства, ЖКХ и энергетики УР Алексей Бобырь, заместитель начальника Управления Росгвардии по УР Николай Мерзляков и начальник Главного управления МЧС России по УР Пётр Фомин.
Выступающие отметили отдельные объекты, состояние защищенности которых не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. Глава Удмуртии акцентировал внимание участников совещания на необходимость обеспечить выполнение мероприятий по повышению защищённости объектов ТЭК, уделив первоочередное внимание предотвращению несанкционированного проникновения на объекты посторонних лиц, а также принять исчерпывающие меры к устранению нарушений, выявленных в рамках проведенной внеплановой проверки, в части организации вооруженной охраны объектов, подлежащих категорированию.
Резюмируя обсуждение первого вопроса, Александр Бречалов поручил Министерству строительства, ЖКХ и энергетики УР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами организовать рабочее совещание с руководителями хозяйствующих субъектов по вопросу повышения защищённости объектов ТЭК.
Члены комиссии рассмотрели вопрос об организации адресной профилактической работы в среде иностранцев, в том числе трудовых мигрантов, находящихся на территории республики, а также учащихся и студентов образовательных организаций Удмуртии.
Как сообщил исполняющий обязанности министра внутренних дел по УР Олег Мальцев, в настоящее время этническая обстановка в регионе сохраняет стабильность. На территории республики продолжают действовать 6 этнических диаспор и общин, а также 8 зарегистрированных общественных организаций, представляющих интересы этнических выходцев.
Докладчик подчеркнул, что влияние иностранных граждан на криминогенную обстановку на территории республики является минимальным. В целях предупреждения экстремистских проявлений, имеющих религиозный и национальный характер, сотрудниками полиции совместно с Министерством национальной политики УР отслеживается обстановка в диаспорах, землячествах и сообществах, созданных по этническому признаку, с лидерами проводятся разъяснительные и профилактические беседы. Сотрудниками полиции осуществляется контроль за миграционным потоком в республику.
В текущем году на миграционный учет поставлено всего 16990 иностранных граждан и лиц без гражданства, это почти на 10% больше, чем за этот же период прошлого года.
В настоящее время в образовательных учреждения на территории Удмуртии обучаются 804 иностранных гражданина, более 400 из которых являются студентами Удмуртского государственного университета.
С дополнительной информацией по данному вопросу выступили министр национальной политики УР Лариса Буранова, первый заместитель министра социальной политики и труда УР Ольга Лубнина, заместитель министра образования и науки УР Ирина Крохина и начальник отдела безопасности Удмуртского государственного университета Игорь Иютин.
По результатам обсуждения профильным министерствам даны соответствующие поручения.
Так, Министерству образования и науки УР, Министерству национальной политики УР совместно с Министерством внутренних дел по Удмуртской Республики поручено до начала нового учебного года разработать и направить в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования республики памятки для иностранных студентов и учащихся о правилах пребывания и проживания на территории РФ, нормах действующего миграционного законодательства.
О реализации в первом полугодии 2018 года мероприятий годового плана работы АТК в УР и Комплексного плана по противодействию идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы рассказал начальник отдела по обеспечению деятельности АТК в УР Олег Кузнецов. Как он отметил, основными векторами работы в отчётном периоде стали методическое руководство деятельностью муниципальных антитеррористических комиссий и повышение эффективности адресной профилактической работы с лицами, наиболее подверженными или уже подпавшими под воздействие идеологии терроризма. Одно из главных направлений в профилактике является информационно-пропагандистское сопровождение антитеррористической деятельности и формирование единого антитеррористического информационного пространства.
Речь в первую очередь идёт о том, что в этом полугодии исполнительными органами государственной власти УР и органами местного самоуправления на своих официальных сайтах размещены информационные материалы по профилактике терроризма.
Высшими учебными заведениями, действующими на территории республики, созданы специализированные информационные ресурсы, направленные на противодействие идеологии терроризма.
В рамках подготовки к Дню солидарности в борьбе с терроризмом, который отмечается по всей России 3 сентября, объявлен очередной V республиканский конкурс среди печатных средств массовой информации "Удмуртия против террора". Особенность конкурса в этом году — это привлечение детской и молодежной аудитории, для которых объявлена специальная номинация "За лучший снятый социальный видеоролик".
В целом обстановка в регионе в сфере противодействия терроризму и экстремизму сохраняет стабильность, а деятельность органов исполнительной власти по профилактике в данной сфере большинством населения оценивается положительно.
Основными задачами Антитеррористической комиссии в предстоящий период необходимо считать методическое руководство работой муниципальных АТК, и в первую очередь, вновь назначенных руководителей муниципальных образований, организацию эффективной адресной работы в среде иностранцев и дальнейшая профилактическая работа в Интернет-среде.
Руководителям органов местного самоуправления в УР рекомендовано при планировании бюджетов на 2019 год предусмотреть целевые расходы на реализацию антитеррористических мероприятий в рамках муниципальных программ и планов.
На заседании АТК также рассмотрен вопрос о совершенствовании нормативно-правового регулирования антитеррористической деятельности на региональном и муниципальном уровнях. Как пояснил начальник отдела по обеспечению деятельности АТК в УР Олег Кузнецов, в настоящее время исполнение решений, принимаемых антитеррористическими комиссиями в субъектах РФ, и в том числе в Удмуртии, лежит исключительно на совести самих исполнителей. Действенные рычаги для побуждения исполнителей, в первую очередь руководителей коммерческих структур, на сегодняшний день отсутствуют.
Прокуратурой УР в порядке законодательной инициативы в Госсовет республики внесен проект закона УР о внесении дополнений в закон УР от 13 октября 2011 года № 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" в части установления мер административной ответственности за неисполнение решений республиканской АТК. По мнению членов АТК в Удмуртии, принятие данного законопроекта будет способствовать повышению эффективности антитеррористической деятельности в целом в республике.