В обсуждении принял участие уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртии Александр Прасолов, а так же представители региональных общественных организаций малого и среднего бизнеса.
20 августа 2019 года в региональном отделении Фонда социального страхования России по Удмуртии состоялась встреча с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Удмуртии Александром Прасоловым и представителями региональных общественных организаций предпринимателей "Опора России" и "Деловая Россия".
С 1 января 2020 года Удмуртская Республика вступает в пилотный проект "Прямые выплаты". Работа в новом формате предполагает отмену "зачетного" механизма уплаты страховых взносов и изменение порядка начисления и выплаты пособий работающим гражданам, а именно: пособий по беременности и родам, по рождению и уходу за ребенком до 1,5 лет, больничных и оплаты дополнительных дней отпуска пострадавшему на производстве.
Уже с нового года вышеперечисленные виды пособий будут выплачиваться не работодателями, а региональным отделением Фонда. При этом работодатели будут уплачивать страховые взносы в полном объеме (сейчас перечисление осуществляется за вычетом сумм выплаченных работникам пособий).
Переход на новый механизм имеет свои преимущества, но не исключает рисков.
Плюсы "Прямых выплат" для работодателей:
- для выплаты пособий не потребуется изымать средства из оборота своей компании или предприятия;
- упроститься взаимодействие с Фондом, в том числе в связи с использованием электронного документооборота.
Но есть в переходе и свои риски.
- В связи с тем, что на сегодняшний день в Удмуртии только 30% страхователей работают с электронными больничными листками, есть риск, что с нового года начнутся несвоевременные выплаты пособий, - отметил в своем выступлении и.о. управляющего региональным отделением Ильдар Гадршин.
Дело в том, что работа с электронными листками нетрудоспособности и новый механизм начисления и выплаты пособий очень тесно связаны.
При "Прямых выплатах" работодатель должен будет предоставить в региональное отделение реестр с данными сотрудников, которые обратились к нему за пособиями. Если работодатель работает с электронными больничными, такой реестр у него, можно сказать, уже есть, и для передачи данных для выплаты пособий он должен будет выполнить минимальное количество манипуляций (нажать на одну кнопочку). А если на предприятии или в организации принимают только бумажные больничные, с 1 января реестры придется заполнять вручную, что может занять определенное количество времени. Для организаций с численностью более 25 человек предусмотрена обязанность представления реестров только в электронном виде. Не имея на сегодняшний день опыта работы с электронным больничным, такие предприятия окажутся в ситуации, когда переходить "на цифру" нужно будет в очень сжатые сроки.
- При "Прямых выплатах" работодатель должен отправить реестр в региональное отделение в течение 5-ти дней с момента обращения к нему работника, мы в течение 10-ти рассматриваем представленную информацию и перечисляем средства напрямую гражданину. НО – если в представленном реестре обнаружится какая-либо ошибка, или будет представлена информация в неполном объеме, данные мы вернем работодателю для их исправления. Тогда работодателю дается еще 5 дней на представление исправленного реестра и срок выплаты пособия уже сдвинется, - отметил Ильдар Гадршин, - чтобы этого избежать, работодателям нужно уже сейчас в срочном порядке начинать внедрять электронные листки нетрудоспособности.
По итогам встречи было принято совместное решение о взаимодействии и сотрудничестве в части максимально широкого информирования бизнеса, а также работников предприятий и организаций Удмуртии о переходе на новый механизм уплаты страховых взносов и выплаты пособий, распространения практики применения электронного листка нетрудоспособности вместо бумажного, как основы для бескризисного перехода в новые условия работы.