Экспедиция 2017 "Раритеты Тюльковской территории"
Наступило лето, начались каникулы, а школьный музей "Истоки" продолжает учебный год. Традиционно, во время летнего оздоровительного лагеря планируется проведение экспедиций разной тематики.
В этом году музей работает по проекту "Раритетная техника Тюльковской территории". Во время четвёртой четверти учащиеся – сотрудники музея во время исследовательской деятельности выявили раритетные транспортные средства, которые находятся у жителей села Тюльково. Одним из экспонатов стал автомобиль М-21 "Волга", принадлежащий Александру Александровичу Милю.
Руководитель музея Надежда Михайловна Смирнова рассказала историю появления автомобиля данной марки. Он выпускался Горьковским автомобильным заводом с декабря 1956 года по 1970 год. За это время претерпел много изменений, усовершенствовался с каждой модификацией (их было три): в просторечии "со звездой" (капля – олень на капоте), "акулья пасть" и "китовый ус".
Оказывается, до 1964 года населению не разрешалось продавать технику в личное пользование, потому что строилось коммунистическое общество, в котором частной собственности не было.
Первые "Волги" изобретены в 1956 году, их было всего три экземпляра, один из которых был подарен маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову. Ребята узнали, что впервые автомобиль ГАЗ 22 "Волга" стал личной машиной в 1964 году. Она была подарена известному клоуну Юрию Владимировичу Никулину для перевозки цирковых принадлежностей.
Автомобиль такой же марки специальной сборки цвета "антрацит" был также предоставлен в личное пользование первому советскому космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину. В настоящее время это экспонат в музее Юрия Гагарина на его родине – в городе Гжатске Смоленской области.
Экспонат Тюльковской территории был приобретён отцом Александра и стоил три тысячи рублей. Но в свободной продаже таких автомобилей не было: его можно было купить, сдав излишки молочной продукции государству. Пришлось сдавать тонну молока, и только тогда был получен талон на приобретение "Волги". И только с помощью супруги Эмилии Александровны Миль осуществилась мечта Александра. Таким образом, хозяева накопили две тысячи, остальные деньги одолжили у родственников.
Внешний вид автомобиля не соответствует его возрасту: "Волга" выглядит так, будто только что с конвейера. Автомобиль такой же марки есть в наличии у Виктора Ивановича Цыганка. А у тюльковчанина Игоря Ивановича Цыганка есть автомобиль марки "Москвич-412" 1970 года выпуска. Это 4-дверный седан малого класса, который производился на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в период с 1967 до 1997 года (на Ижевском автомобильном заводе – вплоть до 2001 года). Эта модель является одновременно и советской и российской, а главная особенность в том, что на протяжении этого периода она сходила с конвейера вместе со своим предшественником-автомобилем М-408. М-412 был экономичным, недорогим, проходимым и надёжным, что даже смог конкурировать со многими европейскими аналогами. М-412 хорошо сохранился и пригоден к эксплуатации. Экспедиция позволила юным тюльковчанам увидеть отношение человека – Хозяина и Мастера к технике, а также проследить за развитием советского автопрома.