И когда на горизонте маячит перспектива скорого переезда в специализированное заведение для немощных, каждый, естественно, испытывает тревогу и страх. О том, так ли там страшно,
мы попытались узнать сами, посетив Балахтинский Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов в Приморске и побеседовав с его директором Татьяной Воробьёвой.
В Доме-интернате уже отобедали. В ухоженном дворе и на открытой веранде, украшенной кашпо с цветами, гуляли пожилые и не очень мужчины и женщины. Сидя в колясках, отдыхали те, кто ходить не может. Мы заглянули в чистые и уютные помещения, где совсем не пахнет старостью или больницей. С Татьяной Григорьевной беседовали у неё в кабинете.
– Кто живёт в интернате?
– Когда в 1999 году открывали наш интернат, сюда собрали всех, кого только можно. В первые годы работать было очень сложно: контингент был очень разный, некоторые даже с санитарным оборудованием не были знакомы и часто ломали унитазы и раковины. Сейчас, например, для тех, кто отбывал сроки в местах заключения, открыты специализированные интернаты, и это правильно: люди привыкли к особому укладу жизни и им трудно сжиться с другими.
Сегодня у нас живут 17 женщин и 13 мужчин в возрасте от 38 до 91 года, основная группа – в возрасте от 75 до 82 лет. Официально живущих в интернате называют получателями социальных услуг, а мы их называем клиентами. Среди тридцати человек двадцать считаются лежачими или, как сейчас говорят, маломобильными.
Два года в интернате внедряются программа "Активное долголетие" и система долговременного ухода за пожилыми гражданами в условиях стационарного учреждения социального облуживания "Старость в радость". Наши клиенты не лежат недвижимо – мы заставляем их включаться в быт, стараемся ежедневно поднимать и прогуливать в коляске. Человеку необходима смена обстановки, новые впечатления, свежий воздух – всё это благотворно влияет на настроение, продлевает жизнь. Когда мы их вывозим в коридор или на улицу, они общаются между собой, получают дополнительные эмоции.
– Чем занято время ваших клиентов?
– Во-первых, те, кто может, прибираются на своей тумбочке, себя приводят в порядок. Мы заставляем их шевелиться, трудиться в меру сил. Конечно, полы они не моют, но всё равно заняты всякими мелочами.
Многие читают – библиотека приносит им книги. Занимаются рукоделием в кружках прикладного творчества. У нас часто бывают гости с концертами из местного Дома культуры, из школы и детского дома, приезжают коллективы со всего района. Иногда ставим концерты своими силами.
– А как ваши получатели социальных услуг контактируют между собой?
– Дом-интернат – это отдельный, своеобразный, сложный мир, и, конечно, здесь бывает всякое – и хорошее, и плохое. После приезда сюда адаптация длится до полугода. На длительности "притирания" к обстановке, во-первых, сказывается многолюдность: и хотя наш интернат далеко не самый многолюдный (есть интернаты по 150–400 человек), но всё же это общежитие. Во-вторых, надо подстроиться под определённый режим, в частности, режим питания. Ко всем изменениям в жизни надо привыкнуть, а клиенты наши в том возрасте, когда человеку трудно себя переделать, поэтому бывают сложности и неизбежные конфликты. Иногда приходится переселять постояльцев из комнаты в комнату, переводить в другой интернат, а иногда и полицию вызывать.
– Как налажено у вас питание?
– Питание у нас четырёхразовое, меню составляется на основе методических рекомендаций министерств здравоохранения и социальной политики. В меню есть молочные продукты, фрукты, овощи, мясо, птица, рыба, но нет жареного, солёного, острого, кислого. Это оправдано, поскольку весь наш контингент имеет хронические заболевания. По поводу питания у клиентов есть разные пожелания, но мы должны придерживаться здорового меню. А то, чего им не хватает, они могут купить или даже что-то несложное приготовить сами.
– Кто обслуживает клиентов в интернате?
– Основной уход осуществляют младшие медицинские сёстры, есть ещё сменные дежурные по режиму проживания, специалисты по социальной работе, оформляющие документы на прописку, льготы, инвалидность, на получение специальных средств: ходунков, колясок, подгузников и так далее. Участковая больница у нас рядом, если есть необходимость, направляем клиентов туда или вызываем врача к нам. Процедуры также получают в больнице, или медсёстры больницы приходят к нам.
В штате у нас 27 человек – коллектив крепкий, люди работают подолгу. Светлана Граборова, Ольга Катцина, Наталья Захарова трудятся с самого основания учреждения. Есть те, кто работает с 2002, с 2003 года. Работа своеобразная, требует больших морально-психических затрат: её либо сразу бросают, либо работают здесь до пенсии.
– А как клиенты попадают в Дом-интернат?
– Для того, чтобы человеку попасть в интернат, социальные службы должны признать его нуждающимся в этой услуге. Соцслужбы собирают пакет документов, составляют соответствующее ходатайство, нуждающийся проходит медицинское обследование, решение принимается в министерстве социальной политики края.
К нам попадают и одинокие, и не одинокие люди, и, к сожалению, те, кто имеет близких, попадают даже чаще. Привозят их дети или внуки, которые не имеют возможности, а иногда желания, ухаживать за немощными родственниками. Иногда клиент, осознав своё состояние, сам решает поселиться в интернате.
Проживание у нас клиенты оплачивают. До 1 января 2015 года на услуги интерната отчислялись 75 процентов пенсии клиента, по новому закону, те, кто поселился в социальном заведении позже этой даты, отчисляют 75 процентов среднедушевого дохода. Двадцать пять процентов остаются на руках у клиентов, они их тратят на сладости, на дополнительные, не предусмотренные льготами лекарства и прочее.
– К вам попадают разные люди... Как вы боретесь с их дурными привычками?
– Действительно, к нам попадают и те, кто потерял здоровье в силу своего образа жизни, свои пагубные привычки они поначалу пытаются привнести в нашу общую жизнь. Мы постепенно перестраиваем их. Тех, кто может понемногу работать, стараемся устроить хотя бы на четверть ставки у нас, занимаем чем-то полезным и их досуг. Но больше всего к хорошему поведению их стимулирует беспокойство о том, что за систематические нарушения режима проживания их могут выселить, а большинству из них просто негде жить. Те, кто помоложе, легче адаптируются в интернате и даже семейные пары создают – у нас не тюрьма и жизнь продолжается, но определённые правила надо соблюдать.
– А могут ли постояльцы интерната общаться с родными?
– С этим всё просто: мы радуемся, если к нашим клиентам приезжают родные. И их отпускаем съездить, надо лишь соблюсти небольшую формальность и написать заявление на отъезд. Наши клиенты уезжают не только в гости, но и в санатории на лечение. Здорово, что у них есть возможность поменять обстановку, расширить общение, ведь они устают друг от друга в нашем, сравнительно, небольшом мирке.
– Что для вас самое сложное в работе?
– Самое для нас страшное – эмоциональное выгорание. Мы сразу предупреждаем новых работников, чтобы они были сдержанными, оберегали свою личную жизнь, не сближали её с работой. И всё равно мы привязываемся к своим клиентам: они живут у нас по многу лет, становятся для нас родными. Многие из них в возрасте и неизбежно уходят из этого мира – каждый раз это больно.
При всех наших стараниях сделать их жизнь комфортней, окружить их заботой, нам нельзя выказывать своё расположение к кому либо в частности. Нашим бабушкам и дедушкам недостаёт внимания близких, и они требуют его от нас, и каждому кажется, что он более всех его достоин. Случается ревность друг к другу, и даже к нашим семьям. Мы должны быть дипломатами, психологами и даже сексологами.
Наша задача – чётко понимать, что люди приходят к нам прожить остаток своей жизни, и надо сделать всё для того, чтобы эти годы были обеспечены душевным спокойствием и качественным уходом.
Когда случается, что приходишь к человеку с готовностью его обогреть, а он тебе в ответ – неприятные слова и поступки, надо понять, что им движет, и не обижаться на человека, не принимать от него негатив близко к сердцу. Его поведение – результат его прошлой жизни, а мы должны принять его таким, какой он есть, и стараться перестроить его хоть немного на позитивные рельсы, научить его самого себя контролировать, сдерживать отрицательные порывы.
В ГОСТЯХ У БАБУШЕК
От Татьяны Григорьевны мы направились к Екатерине Антиповой. Екатерина Алексеевна живёт в четырёхместной комнате. Год назад с нею случился инсульт, муж и дочь раньше умерли, а внучка решила, что не сможет за нею ухаживать. Состояние Екатерины Алексеевны улучшается, а скоротать время ей помогает чтение: набитая книгами полка – первое, что бросается в глаза, когда подходишь к её кровати. Конечно, она не была в восторге, когда осознала, куда её привезли, но всё же не унывает, проживая дни вместе с героями книг.
Другая получательница социальных услуг – Валентина Иконникова – ветеран труда, отличник народного образования из Красной. После смерти мужа продала дом и уехала к сестре, но не сложились отношения с зятем, и она решила уехать в Дом-интернат – находится здесь уже семь лет. Валентина Михайловна живёт, хоть и в малюсенькой, но отдельной комнатке, которую старается сделать по-домашнему уютной. Заводная и искромётная, она участвует во всех мероприятиях интерната, декламирует стихи, занимается прикладным творчеством, не давая себе скучать.
Обе женщины довольны обслуживанием и вниманием со стороны персонала.
Татьяна Григорьевна говорит: "Пока можете, живите дома. Как бы мы ни старались, мы не заменим родной дом и тепло близких. Но если возникла такая необходимость, постараемся сделать всё, что в наших силах, чтобы вы были окружены заботой".