Родом Илья Терентьевич из Кызыкчуля, на свет появился в 1943 году, после того, как раненный отец вернулся с фронта. В 1945 году фронтовика направили председательствовать в Тойлук. Подрастающий Илья день за днём наблюдал за тяжёлой, практически круглосуточной работой отца. Илья Терентьевич рассказывает: "Мне с той поры претила работа руководителя. Я уже тогда понимал, насколько это тяжёлый и неблагодарный труд. Поэтому никогда и не думал, что мне тоже придётся брать на себя ответственность за производство и других людей".
Ещё в школе Илья приучал себя к дисциплине и честности, давал себе зарок не пить и не курить, занимался спортом, нередко "брал" призовые места в соревнованиях. После школы решил стать шофёром.
Начинал Илья слесарем в Курбатовском совхозе, потом подучился и стал водителем второго, а позже и первого класса. Так, шаг за шагом, от самого низа и поднимался, осваивал азы и тонкости поэтапно. Жизнь рабочую водительскую познал досконально. Школьные учителя при встрече пеняли Илье на то, что он смог окончить десять классов, а профессию выбрал простую. И заставляли Илью идти учиться дальше – по их настойчивому совету он поступил в сельскохозяйственный техникум, но быстро понял, что это не его дело. В 1970 году в Красноярске открыли автотранспортный техникум – вот это было то, что нужно: автотранспортный Илья окончил с отличием и был направлен механиком в Балахтинскую районную "Сельхозтехнику" (СХТ). То был 1972 год. Управляющим "Сельхозтехники" работал брат Ильи – Николай.
Предприятие проходило этап становления, Илья взялся за работу с душой, старался изо всех молодых сил.
ТРИНАДЦАТЫЙ
АТП образовалось в 1950 году – как Новосёловская авторота. За 26 лет существования через него прошло двенадцать руководителей, к 1976 году на балансе осталась технически устаревшая производственная база, изношенный парк грузовых автомобилей, да восемнадцать пассажирских автобусов.
Вся жизнь района была под контролем РК КПСС. Молодого ответственного работника СХТ заметили партийные органы, и Илья был направлен руководить погибающим автопредприятием – так он стал тринадцатым руководителем АТП. В его случае цифра "13" оказалась вполне счастливым знаком.
АТП относилось к Ачинскому филиалу "Красноярскавтотранса", занималось грузовыми и пассажирскими перевозками. Надо было укомплектовывать кадры, обновлять ремонтную базу, укреплять трудовую дисциплину. Не было главного инженера, начальника эксплуатации, инженера по безопасности движения и других специалистов. Набирали из своего, проверенного рабочего состава – с большим практическим опытом.
По государственному заданию АТП выполняло большой объём грузоперевозок. Много грузов перевозили для дорожно-строительного управления, вывозили вскрышу угольного разреза, перевозили промышленные товары с железной дороги из Ужура.
Предприятие постепенно крепло, прошло множество проверок, обрело уверенность в будущем. Поскольку АТП занималось грузоперевозками для строительства дорог, начали поступать КамАЗы. Техника пополнялась минимум на десять единиц в год.
Автомобилей стало много, надо было расширяться. Начали со строительства котельной, замены теплового оборудования и инженерных сетей, реконструкции ремонтных мастерских, затем стали строить гаражи-стоянки. Построили диспетчерскую, токарный и сварочный цеха, заасфальтировали территорию. В хозяйстве было более сотни автомобилей – все стояли в тёплых гаражах.
Пассажироперевозки тоже были большими: в центральные усадьбы района делали по два рейса в день, в город и обратно тоже ехало много людей. Начали поступать большие комфортабельные автобусы. Их надо было регулярно мыть – с большими нервами, но всё же сделали свою скважину и автомойку.
Работали по методу бригадного подряда: все водители и автомобили были разбиты на бригады, участвовали в социалистическом соревновании – это помогало укреплять дисциплину и получать хорошие производственные результаты.
В середины восьмидесятых годов прошлого столетия оперативно строилась дорога на Новосёлово. Четыре бригады самосвалов в две смены возили грузы для строительства этой дороги. С дорожниками отношения были хорошие, организация "Крайавтодор" была богатой – помогала АТП цементом, кирпичом. Возведение одного из гаражей для автопредприятия профинансировали дорожники.
Одной из зон обслуживания был санаторий "Красноярское Загорье". Автопредприятие получило пятнадцать автофургонов, арендовало гараж в Кожанах, наняло местных водителей. Илья Терентьевич постоянно держал связь с санаторием: каждый день отправлялись фургоны в Красноярск за фруктами, овощами и прочим.
В Кожаны тоже строили дорогу. На бортовых автомобилях, опять же в две смены, с перевала возили скальный грунт. Пришлось и автостанцией заниматься, ведь люди ехали со всего Советского Союза, и для них станция была визитной карточкой района.
Много было и дальних грузоперевозок: наши автомобили ходили вплоть до Бреста, Баку, Иркутска и других городов СССР. Ежедневно выделялось три автомобиля и для почтовых перевозок. Транспорт нужен был везде, люди работали порой на износ. Уборочная всегда сложно проходила: возили зерно от комбайнов на хлебоприёмное предприятие, зерна было много, очереди на хлебоприёмке огромные – работали день и ночь.
Когда АТП окрепло, "поднялось с колен", перед Стручковым возникла новая задача: выдержать конкуренцию перед другими предприятиями и удержать водительские кадры – стали улучшать бытовые условия. Девиз был такой: водитель пришёл на работу в чистой рубашке и галстуке и возвращаться домой он должен таким же – рабочий человек заслуживает внимания и хороших бытовых условий. Построили раздевалки, поставили индивидуальные шкафчики для спецодежды, сделали сауну, в каждом цехе оборудовали душевые, чтобы после смены можно было вымыться.
Был у предприятия ещё один плюс: на его базе работал филиал Назаровской автошколы, который ежегодно готовил две группы курсантов по 20–30 человек. В своё время обучение в филиале прошли многие, ныне работающие водители района. Курсанты всегда были на глазах, и можно было к ним присмотреться, подобрать кадры для предприятия. Чаще на работу брали тех, у кого родители работали в АТП – они учились сознательно, с желанием, и уже имели представление о профессии. Среди них Сергей Шарапов, Александр Иккес, Никита Прудников, Валерий Чанчиков, Фёдор Моор и другие.
Илье Терентьевичу удалось сбить хороший, работоспособный коллектив: "Все лучшие водители района прошли через АТП", – говорит он. На защите прав трудящихся твёрдо стоял местный профсоюз. АТП начало строить квартиры, и это был огромный стимул для качественной работы и соблюдения дисциплины, потому что разгильдяев и выпивох исключали из очереди на жильё. Регулярно выпускались "Окна сатиры" с критикой нерадивых. На общее обозрение вывешивали фото передовиков, хороший труд стимулировали хорошими премиальными.
Коллектив не только напряжённо работал, но и участвовал в спортивных соревнованиях и творческих смотрах, занимал призовые места, награждался знамёнами, грамотами ЦК КПСС.
В одном винит себя Илья Терентьевич, что не организовал комнату трудовой славы – это была бы сохранённая история предприятия.
Всё сложилось и получилось: "Всё для меня было не зря – я многому научился за эти годы, узнал много разных людей, многое пережил", – размышляет ветеран. По автопредприятию, куда было вложено столько его труда и души, Илья Терентьевич скучает по сей день.
ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ
Но грянули перемены в его судьбе и в судьбе страны. В марте 1990 года, в начале перестройки, Илью Терентьевича избрали депутатом поселкового Совета, а депутаты решили, что крепкий руководитель АТП потянет и посёлок – так Илья Терентьевич аж на пятнадцать лет принял на себя заботы о районном центре. "Попал из огня да в полымя", – констатирует Стручков. Оставлять своё детище не хотел, но в глубине души надеялся, что в поссовете будет спокойнее. Однако не тут-то было! С началом перестройки во всех сферах такое светопреставление началось: денег в бюджете нет, а на балансе пять детских садов, три начальных школы, медпункты. В детские сады нужны диетические продукты, а где их взять, когда и в торговле сплошной кавардак начался.
Районная администрация настаивала на том, чтобы часть садов закрыли, но Илья Терентьевич упирался – как родителям работать, если детей девать некуда?! Детские сады на тот момент ему удалось сохранить.
Самыми большими трудностями в работе председателя поселкового Совета Илья Терентьевич называет отношения с районной администрацией: массу конфликтных ситуаций пришлось пережить, порой до хрипоты отстаивая свою позицию. "Я пять пар ботинок в райком износил", – шутит Стручков. Второй бедой было отсутствие ритуальных услуг: всех беспризорных хоронил поссовет: собирали документы, готовили могилы на зиму – зимой это в два раза сложнее. И третья проблема – скот – в Балахте было 1 200 коров (шесть табунов), надо было найти пастухов, лошадей.
Стручков пережил трое выборов. Недоброжелателей, как и у каждого главы сельсовета, было полно, но всё же большинство людей ему доверяли и поддерживали. При отсутствии денег многие проблемы посёлка решались на основе личных добрых отношений, и Илья Терентьевич умел их поддерживать. Все большие и маленькие проблемы посёлка лежали на плечах председателя, но Илья Терентьевич с благодарностью вспоминает и эту работу: "Было тяжело, но интересно: в подробностях изучил все улицы и переулки посёлка, структуру и специфику населения".
Уже выйдя на пенсию, пять лет, на общественных началах, Стручков работал уполномоченным по правам человека.
"ИГРАЙ, ГАРМОНЬ ЛЮБИМАЯ!"
Когда Илья Терентьевич завершил свою трудовую и общественную деятельностью, он не успокоился, не скис и быстро нашёл, чем ещё занять свою неугомонную натуру – то была музыка, давнее его увлечение.
Музыка занимала его с детства. В школе заработал на заготовке дров деньги и потратил их на гитару. Научился играть на ней, а потом ещё и на балалайке – выступал в школьном струнном оркестре. Когда начал работать в совхозе, купил баян, но играть на нём не было времени, лишь в техникуме немного попрактиковался. Вспомнил о баяне, уйдя на пенсию. Учился у друга Алексея Курбатова. Потом осваивал музыкальную науку с профессионалом Александром Комаровским. Немало времени за инструментом провёл с Фёдором Неделькиным, который тоже очень любил баян: репетировали, разговаривали о многих любопытных вещах. Стручков самостоятельно овладел нотной грамотой. В рамках пользователя освоил компьютер: хорошо ориентируется в социальных сетях, разговаривает по скайпу с родными и, конечно, ищет мелодии и слова песен, которые сохраняет в отдельных папках на разные темы, а потом разучивает. Немало ладошек отбили зрители района, аплодируя ансамблю народных инструментов "Серебро", участником которого был Илья Терентьевич. К сожалению, нет уже участников ансамбля – Александра Комаровского, Фёдора Неделькина, Юрия Марьясова – катастрофически поредел их маленький оркестрик. Но Илья Терентьевич по-прежнему разучивает новые песни, вспоминает старые... баян всегда рядом.
"У меня нет природного дара, – говорит Илья Терентьевич, – талант был у Комаровского, а я постигаю баян постоянной работой и с большим желанием".
Илья Терентьевич уже сделал для нашего района немало полезного, и если его работу, жизнь и увлечения начать описывать подробно, можно издать целую книгу. Но мы должны признаться, что посылом для встречи с ним стал небольшой материальчик под названием "За что уважают И.Т. Стручкова", который принесли его коллеги по АТП. Спустя столько лет его помнят и уважают, значит, он действительно отдавал всю свою душу и силы работе и людям. Такой он, Илья Терентьевич – ко всему, будь то работа или увлечение, подходит с живым интересом, упорно трудится, достигая намеченной цели и не забывая о тех, кто работает рядом.