Одно из основных новых понятий для населения – региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Кто это?
Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО), организация, которая несёт ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая их сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение в специально отведённых для этого местах.
С 1 января 2019 года в Назаровской территориальной зоне, куда входит и Балахтинский район, будет работать региональный оператор – компания ООО "Эко-Транспорт". Вся информация о компании размещена на сайте: http://eco-traпsport24xu
Какие отходы относятся к твёрдым коммунальным, и что с ними будет делать региональный оператор?
ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу тем, которые образуются в жилых помещениях.
Проще говоря, региональными операторами от населения будут вывозиться пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты и смёт из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы: пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих ламп.
Каковы обязанности собственников коммунальных отходов?
Собственник ТКО – собственники помещений в многоквартирных домах (далее МКД), хозяева частных домовладений, юридические лица и индивидуальные предnриниматели.
Собственник ТКО обязан: заключить с Региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО и оплачивать услуги Регионального оператора по установленному единому тарифу на услугу регионального оператора.
На сайте Регионального оператора размещён проект договора на оказание услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территории Назаровской территориальной зоны.
С Региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (УК, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор).
Незаключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности платить за услугу по обращению с ТКО. Плату за оказанные и не оплаченные услуги регоператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке
Как будет начисляться оплата за ТКО и в каком размере? Кто будет контролировать её сбор?
С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно, плата для населения будет рассчитываться не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Размер платы определяется на основании нормативов накопления отходов и стоимости услуги регионального оператора.
При формировании стоимости услуги регионального оператора учитываются: расходы на сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок; стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах и объектах обработки отходов по утверждённым тарифам; собственные организационные расходы Регионального оператора.
Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные ёмкости для накопления ТКО, то законом предусмотрены два варианта расчёта: либо по соответствующему нормативу, утверждённому на уровне края, либо по объёму образуемых отходов. Право выбора в этом случае остаётся за юрлицом. Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор.
Плата за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Назаровской территориальной зоне составляет: для жителей многоквартирного дома – 82,47 рубля с человека за месяц; для жителей, проживающих в индивидуальных строениях, – 129,60 рубля с человека за месяц.
Теперь о льготах:
Государственная поддержка в виде компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО. На получение такой компенсации могут претендовать те граждане, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 22% от совокупного семейного дохода. Обратиться за назначением такой поддержки можно в органы социальной защиты населения.
Кто должен содержать контейнерные площадки на территориях многоквартирных домов и проводить на них уборку?
Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены. В момент вывоза мусора уборку должен осуществлять региональный оператор, а в течение остального времени поддерживать чистоту обязаны управляющие организации (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК).
Определённые полномочия в области обращения с ТКО имеют муниципалитеты. В числе курируемых вопросов – создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО. Также орган муниципальной власти должен определить схему размещения площадок и создать их реестр.
Накопление ТКО там, где нет контейнерных площадок, может также осуществляться мешковым способом, мешки рекомендуется складировать в определённых местах для предотвращения нарушения целостности (металлические или деревянные бункеры).
Будет ли региональный оператор вывозить несанкционированные свалки?
Для таких случаев определён чёткий порядок действий, закреплённый в Правилах обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Если региональный оператор обнаружил место складирования ТКО объёмом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей, он обязан, во-первых, уведомить об этом собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор. Во-вторых, поставить перед собственником земельного участка задачу по ликвидации свалки, на что даётся не более 30 дней с момента получения уведомления. Вместе с этим, собственник получит и проект договора на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки. То есть собственнику надлежит либо самостоятельно обеспечить ликвидацию свалки, либо поручить эту работу на возмездной основе региональному оператору. Если в течение установленного срока свалка не ликвидирована, а собственник земельного участка так и не заключил договор с регоператором, то региональный оператор должен вывезти мусор. Но в таком случае он вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесённых расходов.
Что будет с предприятиями, которые занимались вывозом мусора?
Если мусоровозы этих предприятий соответствуют необходимым требованиям, оснащены системой ГЛОНАСС, то они могут заключить договор с региональным оператором на осуществление транспортировки ТКО.
Каких результатов ожидают от "мусорной" реформы?
"Мусорная" реформа призвана перестроить весь алгоритм сбора и утилизации ТКО. Все должны осознавать: отходы производит каждый человек, и платить, за то, чтобы их грамотно, с минимальной нагрузкой на экологию утилизировали, должны все. Новый механизм позволит вывести "мусорные потоки" из тени, правильно организовать их размещение, обезвреживание и утилизацию. В перспективе за несколько лет предстоит избавиться от стихийных свалок в лесополосах, поймах рек и оврагах. А на следующем этапе состоится переход к раздельному сбору мусора, и наращиванию доли его переработки.