В Красноярском крае земельные ресурсы для сельскохозяйственного производства ограничены почвенно-климатическими условиями. Сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения) сосредоточены в основном в центральной и южной частях края и их площадь составляет 4,9 млн га. В структуре сельскохозяйственных угодий преобладают земли с высоким потенциальным плодородием: черноземы и серые лесные почвы. Однако в регионе не все плодородные земли сельскохозяйственного назначения вовлечены в хозяйственный оборот. Наиболее распространённое нарушение земельного законодательства в части охраны земель – их неиспользование, зарастание сорной растительностью, древесно-кустарниковой. О том, какую работу ведёт Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю в рамках контрольно-надзорных мероприятий за неиспользуемыми землями, читайте на сайте нашей газеты www.gazeta-selnov.ru
За 2018 год выявлено 68,8 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, на которых произрастают не сельскохозяйственные культуры, а многолетние сорняки. Из них 2,33 тыс. га сельхозугодий в результате неиспользования в течение многих лет уже заросли древесно-кустарниковой растительностью.
"За нарушения, связанные с неиспользованием земель, невыполнением мероприятий по защите сельхозугодий от зарастания сорными растениями, деревьями и кустарниками правообладателю земельных участков грозит штраф: на граждан в размере от 20 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц - от 400 до 700 тыс. рублей" - комментирует начальник государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Нина Ерохина.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от обязанности по устранению нарушения. За неисполнение законного требования по устранению допущенного правонарушения, также Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции.
В 2018 году в соответствии с выданными предписаниями об устранении нарушений 12,6 тыс. га ранее неиспользуемых земель вовлечены в сельскохозяйственный оборот.
Иметь земельные участки сельскохозяйственного назначения "прозапас", не производя на ней сельскохозяйственную продукцию, не выгодно еще и по причине высокого налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не могут превышать 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 %, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и фактическое использование этого участка для сельскохозяйственного производства.
Соответственно, если земельный участок не используется по целевому назначению, пониженная ставка земельного налога не применяется. Из п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что факт неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливает орган государственного земельного надзора.
Если земельный участок сельскохозяйственного назначения признан Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, то при налогообложении такого участка применяется налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального образования в отношении "прочих земель" и не превышает 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, до устранения нарушений земельного законодательства и ввода земель в сельскохозяйственный оборот к таким участкам будет применяться повышенная налоговая ставка.
По итогам 2018 года Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю в рамках Соглашения в Управление Федеральной налоговой службы края направлено 239 материалов об административных правонарушениях. Сумма доначисленного земельного налога за предыдущий период составила 2 млн 966 тыс. рублей.