ПОВОД ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
"Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться". Эти слова Леонида Венгера – простые и, на мой взгляд, очень правильные. Вспоминаю, как я – начинающий учитель русского языка и литературы – совсем не стремилась заставить свою дочь забыть про игрушки, прогулки и подружек, раскладывая перед ней книжки, которые покупала после каждой зарплаты. Это нужно было для того, чтобы дочка привыкла к мысли, что книги – это важно и интересно, они дают много поводов для общения и помогают развивать речь. Сама же я считала (и считаю) книги основой полноценного воспитания и образования. Поэтому радовалась, когда дочка со словами "почитай книжку" бежала ко мне, бабушке, дедушке. С книг началось серьёзное общение с ребёнком, развились умение пересказывать прочитанное и выразительность речи, внимание и хорошая память, любознательность и сообразительность, воображение и сосредоточенность. Это только то, что я увидела и с удовлетворением отметила. И с этими приобретёнными качествами моя дочь легко пошла в первый класс и успешно училась до окончания школы. Кстати, она не перестаёт читать и сегодня. Кроме "бумажных" книг, которые до сих пор покупает, читает и электронные.
Никто не поспорит с тем, что наша речь – это процесс общения. Поэтому готовность или неготовность ребёнка к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи устной и письменной речи ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. С развитой речью первоклассник быстрее овладеет чтением и письмом. Также в основе готовности к обучению лежат физическое и психологическое развитие ребёнка. Хорошо, если он здоров и может самостоятельно справиться со стрессами, которые испытывают ученики первых классов. К новому ведь надо привыкнуть и научиться, исходя из своего темперамента, который почти невозможно изменить, правильно воспринимать успехи и неуспехи.
Как могут помочь ребёнку, собирающемуся в первый класс, родители? С этим вопросом я обратилась к учителю начальных классов Большесырской средней школы Лидии Ивановой.
– Я бы посоветовала родителям не учить ребёнка читать. Дома это делают по-своему, а педагогу нужно научить первоклассника читать правильно. А ведь переучивание – это дополнительный стресс для маленького школьника. Родителям лучше потратить усилия на то, чтобы развить руки ребёнка (это работа с пластилином, бусинками…). Нужно просить его что-нибудь сочинять и пересказывать, развивая речь, память и мышление, проявлять сообразительность и фантазию. Также очень важно обращать внимание ребёнка на окружающий мир, природные явления, спрашивать об его отношении ко всему этому.
Работа с картинками в современных учебниках и заданиями к ним – это довольно сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, длительного сосредоточения и других качеств.
Очень важно, конечно же, научить ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми, объяснить, что такое дружба. А ещё ребёнок должен хорошо понимать, зачем он идёт в школу. Кроме описания знаний по учебным дисциплинам родители могут "нарисовать" интересную жизнь в коллективе, занятия в кружке, спортивной секции… Они могут заранее познакомить ребёнка со зданием школы, мимоходом вспоминая своё обучение в первом классе, а дома показав сохранившиеся фотографии, тетрадки, учебники. Всё это нужно для того, чтобы ребёнок принял обучение в школе как процесс важный, необходимый и полезный.
В ПРИОРИТЕТЕ – ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Призывы развивать у ребёнка с детства искусство правильно мыслить и рассуждать слышатся не только от педагогов, но и от психологов. Они частенько работают с первоклассниками, помогая исправить их неуспешные ситуации, распознать капризы и упрямство, которые тоже характерны для 6-7-летних детей.
А как должны вести себя родители, чтобы выстроить доверительные отношения со своими детьми-первоклассниками? Этот вопрос я задала педагогу-психологу Балахтинского детского сада №3 "Тополёк" Екатерине Юдиной.
– Первый раз в первый класс идут не только дети, но и их родители. Фраза мамы "я буду рядом" – это не просто слова. Ребёнку очень важно чувствовать заботу, знать, что его всегда поддержат и поймут самые близкие люди. Поэтому, переходя на новую ступень в жизни, родителям стоит обратить внимание на общение со своими детьми. Когда они доверяют родителям, то легко подходят к ним с любой проблемой. А чтобы доверие стало привычным делом, советую придерживаться пяти простых "правил".
Первое. Родители должны выполнять свои обещания.
Второе. Они должны быть честны с ребёнком (нужно рассказать, что на самом деле ожидает его в школе: предупреждён – значит, вооружён).
Третье. Не обсуждать ребёнка с посторонними людьми (он очень волнуется: ой, сейчас при всех про меня будут рассказывать, и не всегда приятные вещи…).
Четвёртое. Уважать чувства своих детей (не торопитесь эмоционально оценивать любое школьное событие или впечатление ребёнка, лучше успокойте: да, обидно, горестно, но так бывает, давай подумаем, что можно сделать, чтобы тебе стало легче).
Пятое. Давать ребёнку возможность быть самим собой (например, если сын хочет заниматься в танцевальном кружке, пусть запишется в него и ходит на репетиции).
И последнее. Исходя из всего сказанного, назову самые главные качества, которыми, по мнению специалистов, должны обладать наши первоклассники.
► Внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
► хорошая память;
► сообразительность;
► любознательность;
► развитое воображение;
► начальные навыки чтения, счёта, письма;
► физическая ловкость;
► волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
► организованность, аккуратность;
► дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.
Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.
Скоро – в школу. Пусть рекомендации специалистов помогут и первоклассникам, и их родителям. Пусть учёба будет успешной!