Вот и я, всякий раз проезжая мимо Овсянки, думала: надо заехать, надо посмотреть, как жил наш сибирский писатель. Но… в очередной раз откладывала этот визит. И вот она, счастливая удача: в музейный комплекс Астафьева меня отправили в редакционную командировку.
ИСТОРИЯ КОМПЛЕКСА
Мемориальный комплекс в Овсянке был возведён на средства некоммерческой организации "Благотворительный фонд Александра Хлопонина". В комплекс входят дом-музей известного земляка-писателя и музей повести "Последний поклон".
У Астафьева была непростая жизнь. Ему довелось узнать и холод Игарки, где он жил в интернате, и пройти Великую Отечественную войну, пожить на Урале и в Вологодской области, но где бы он ни находился, ему всегда хотелось вернуться на малую родину.
И вот в конце 70-х его мечта сбылась, он с семьёй перебрался в Красноярск, а в Овсянке купил полусгнившую избу на улице Щетинкина, 26: "Я купил развалюху в переулке моего детства, против бабушкиного дома, в котором в ту пору жила одна из моих тёток Апраксинья Ильинична". Домик помогал восстанавливать Алёша Девяткин, "глухонемой брательник". Астафьев писал о родном уголке: "Родное село – самое главное, самое светлое место у человека. Где бы я ни был, где бы ни жил, всегда помнил об этом".
В том же году Виктор Петрович получил квартиру в Академгородке. Но продолжал жить всё лето в Овсянке, сажал деревья, выращивал цветы, топил печь, готовил еду, принимал гостей и работал, работал, работал…
Последний раз Виктор Петрович приезжал в Овсянку в марте 2001 года. А 1 декабря 2001-го мир прощался с Астафьевым. Дом по завещанию писателя был передан Красноярскому краевому краеведческому музею.
Торжественное открытие музея повести "Последний поклон" состоялось 1 мая 2004 года, в год 80-летия писателя. А 1 мая 2014 года были открыты два дополнительных здания. В них разместили выставочный и зрительный залы с площадкой для выступлений, игровую зону, а также зону отдыха с беседками. Были обновлены и экспозиции музея.
СМОТРИТЕЛЬНИЦА ПО ЗАВЕЩАНИЮ
На улице меня встречает заведующая музейным комплексом Галина Краснобровкина, она же – двоюродная сестра Виктора Петровича, которой он завещал "смотреть за музеем". Беседуя, мы вместе отправляемся по родным для писателя пенатам.
Галина Николаевна вспоминает, как Виктор Петрович тепло относился к родственникам, как охотно общался с земляками. В первый раз Галина встретилась с ним, будучи девятиклассницей. Летом Астафьевы приехали в гости. Родители Галины Николаевны были на покосе, и девушке пришлось накрывать стол и знакомиться с роднёй.
Когда Астафьевы жили в Красноярске, Галина Николаевна, работая в краевой столице, раз в неделю гостила у родственников: по её словам, в доме всегда были гости, происходило много встреч с интересными людьми. О завещании двоюродного брата сестра не знала до последнего.
– Когда Виктор Петрович умер, приехали губернатор Александр Лебедь и директор нашего краеведческого музея Валентина Ярошевская и огласили завещание. В нём значилось, что изба завещана краеведческому музею, а я назначена смотрителем. Вот и смотрю… уже семнадцать лет, – улыбаясь, говорит Галина Николаевна.
В ДОМЕ БАБУШКИ КАТЕРИНЫ
Экскурсия начинается с дома бабушки Катерины. Дом тех же размеров и с той же планировкой стоит на том же месте. Именно сюда маленький осиротевший Витя пришёл жить. О бабушке он писал: "… Бабушка была для меня отцом и матерью, всем, что есть на свете дорогого для меня", "Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке", "Всегда слышала меня бабушка. Всегда приходила ко мне в трудную минуту. Всегда спасала меня, облегчала мои боли и беды…".
Когда родилась идея музеефикации бабушкиного дома, то оказалось, что старый дом восстановлению не подлежит. Было принято решение снести его и заново построить типичную усадьбу 1920–1930-х годов. Трудами архитекторов, историков, по воспоминаниям очевидцев, по книге Виктора Петровича "Последний поклон" усадьба была восстановлена в мельчайших деталях.
Небольшой старый деревянный дом, но какой уютный! Уже с порога словно начинаешь чувствовать запах теста, свежеиспечённого хлеба, деревенского быта, напоминающих детство. Невольно в памяти всплывают строчки из произведений Виктора Петровича, стараешься запомнить каждую деталь, ведь он так точно, так правдиво описывал своё детство у бабушки.
Главное на кухне – конечно же, русская печка. Правда, сделали её чуть меньше традиционной. Но сохранены низкие дверные проёмы: раньше так строили, чтобы в доме сохранялось тепло, а входивший в двери человек кланялся дому.
Галина Николаевна привычно показывает предметы быта и рассказывает о них: "Магазина в деревне не было, и хлеб в печи пекли ежедневно. Вот квашня, в которой заводили тесто, а вот весёлка, которой его взбивали. В обычные дни пекли булки и калачи, а в праздники – шаньги и пироги. Еду готовили в чугунах (они, разных размеров, выстроились в ряд в доме бабушки), бабушке приходилось варить щи в очень большом, полутораведёрном. И такой тяжёлый чугун она ставила в печь с помощью ухвата".
В доме сохранено много утвари, сделанной своими руками – вот блюда, тёрка, чашка… Здесь же хранятся вафельница и пряничница, которые земляки купили сообща, собрав деньги с 250 дворов. Пользовались ими по очереди, по потребности.
Через кухню проходим в среднюю комнату. И первое, что здесь бросается в глаза – фотографии. На одной из них – все Астафьевы: папа, мама, маленький Витя… А рядом – другая, более известная нам всем "Фотография, на которой меня нет…". На окнах – герань, а на столе – белоснежная вышитая скатерть, самовар, пряники, шишки и, конечно же, испечённый "розовый конь". А вот и кровать бабушки Катерины, покрытая лоскутным одеялом.
В дальней комнате – "красный угол", здесь размещались иконы, ведь бабушка была верующей. Они и сейчас здесь, в обрамлении полотенца, вышитого в 1902 году – 117 лет назад – племянницей бабушки Катерины. Такие полотенца припасала каждая девушка, готовясь выйти замуж.
За столом, у окна, размещён манекен бабушки, сидящей за швейной машинкой. На этой простой в обращении и надёжной машинке "Зингер" она обшивала полдеревни, ведь в Овсянке у них было много родственников. В 1933 году, когда голодала не только Овсянка, но и вся Россия, бабушка вынуждена была продать машинку за мешок картошки на семена. Когда отдавала её, плакала так, как будто из дома выносили покойника…
Переведя взгляд на пол, у стола, видим, как "играют" маленький "Витя" и его двоюродный глухонемой брат "Лёша"… С помощью музейных манекенов картинка тихого семейного вечера воспроизведена очень точно.
Покинув дом, заходим в старый амбар и застаём здесь очередную группу экскурсантов – дети и взрослые пришли узнать о жизни и творчестве сибирского писателя. "Нутро" амбара наполнено предметами, описанными в книге Астафьева "Последний поклон".
ДОМ ПИСАТЕЛЯ
В ограде небольшого дома по улице Щетинкина, 26, нас встречают сами хозяева – изваяния Виктора Петровича и его супруги Марии Семёновны. Здесь они неразлучны, как и все те пятьдесят с гаком лет, что прожили вместе. Писатель с мировым именем жил очень скромно – об этом говорит обстановка в доме, сохранённая в первозданном виде.
Вот кухня, она же прихожая… На вешалке висит одежда писателя. Галина Николаевна рассказывает, что Виктор Петрович сам топил печку, сам готовил еду. В Овсянке он жил почти всё время один, ведь жене его приходилось растить в городе внуков. В 1987 году умерла дочь Астафьевых Ирина, и Марии Семёновне, пережившей четыре инфаркта, ничего не оставалось, как взвалить на себя тяжёлую ношу их воспитания.
Идём не спеша от стены к стене. Вот копия записи Владимира Путина в журнале посещений. Владимир Владимирович пишет: "С уважением и благодарностью, интересом к жизни, к творчеству и гражданской позиции Виктора Петровича Астафьева. Спасибо всем, кто хранит память о выдающемся русском писателе и гражданине".
А вот и кабинет, и в нём святая святых – стол, за которым Виктор Петрович работал и написал военный роман "Прокляты и убиты", повести "Так хочется жить", "Печальный детектив", многие главы "Затесей". В этом кабинете Астафьев отдыхал, смотрел телевизор, общался с Александром Солженицыным, Борисом Ельциным… На столе ещё лежит календарь 2001 года с пометками писателя…
Как жаль, что не удалось побывать в гостях у писателя при его жизни! И как хорошо, что есть возможность побывать в его музее сейчас. Хотелось бы, чтобы каждый из нас с такой же теплотой и любовью относился к тем местам, где вырос, к малой родине и никогда не забывал о своих корнях.