Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты «Сельская новь» Балахтинского района Красноярского края. Главный редактор Уланова Л.В.

662340, п. Балахта, ул. Комсомольская, 25
телефон: +7(39148) 21-5-82
e-mail: sn.balahta@yandex.ru

Честно жить – собою быть

В 2020 году Балахте исполнится 300 лет. В связи с этим мы открываем в газете юбилейную рубрику "Мы – балахтинцы". Одна из первых наших героинь – Валентина Черемнова (в девичестве Змейкова). Сейчас ей 83 года, и 64 из них она прожила в Балахте.

Приехала сюда в девятнадцать лет по распределению после окончания Томского автодорожного техникума.

Стала родной Балахта

В Красноярском краевом управлении автомобильного транспорта и шоссейных дорог молодому специалисту, обучавшемуся по специальности "Строительство и содержание автомобильных дорог и мостов", предложили на выбор несколько районов. Валентина Евдокимовна выбрала Балахтинский, как ближайший к железной дороге, чтобы чаще ездить к родителям в Томскую область. Так, в августе 1955 года она попала на работу в Балахтинский райдоротдел, здание которого (ныне утраченное) находилось на углу улиц Советская и Карла Либкнехта.

На постой Валентину определили к Евдокии Петровне Лопатиной. Женщина работала в отделе уборщицей и жила буквально в том же здании, с другой стороны. Вся обстановка её комнаты состояла из печи, стола да двух кроватей. (Отец Евдокии Петровны, большесырец Пётр Лопатин, погиб от рук колчаковцев. Имя его высечено на обелиске, установленном в нижней части Балахты).

Считала, взрывала, грузила...

В 1955 году велось проектирование дороги "Ужур-Балахта", автором проекта был Михаил Фёдорович Ноздрачёв – специалист Свердловского научно-исследовательского института. В штате райдоротдела состояли заведующий Трофим Прокопьевич Васильев, бухгалтер, два мастера, десятник (должность, примерно равная должности бригадира) и техник Валентина Змейкова. На вооружении предприятия были лёгкий дизель-молот (для забивки свай), прицепной грейдер Д-20 да пять-семь коней.

Дороги в основном были грунтовые и грунтово-улучшенные – с добавлением гравия и щебня. Ремонтом дорог занимались колхозы. Специалисты райдоротдела обследовали мосты, определяли, какой нужен ремонт, контролировали ход и качество ремонта; рассчитывали его стоимость. Райдор- отдел выделял для ремонта дорог специализированную технику.

В обязанности отдела входил сбор данных о наличии в колхозах тракторов, автомобилей и коней. Валентина Евдокимовна до сих пор помнит, что один коне-день стоил тогда семнадцать руб- лей. Она вела расчёт стоимости основных средств колхозов. На основании этих данных исполком райсовета распределял объёмы отработки каждого колхоза на дорожных работах.

Для того, чтобы провести обследования и расчёты, Валентина иногда одна, иногда с мастером, на коне ездила по колхозам, зачастую с ночёвкой, иначе не успевали. Приходилось выполнять и другие задания, даже доводилось участвовать во взрывных работах и погрузке вручную красного камня в карьере за Зелёной Рощей.

Новая дорога

В 1961 году был образован дорожно-строительный участок ДСУ–3 для строительства дороги "Ужур-Балахта". На следующий год Валентину перевели туда нормировщицей. Предприятие было обеспечено хорошей автодорожной техникой: автоскреперами, грейдером-элеватором, мощным дизель-молотом, парообразователями, запустили бетонный цех.

А через два года участок преобразовали в дорожно-строительное управление (ДСУ № 6), и Черемнова стала инженером по труду и заработной плате. В те годы в районе развернулось активное строительство дорог разного значения: республиканской (Ужур-Балахта), областной (Балахта-Приморск – в Приморске располагалась нефтебаза, поэтому дороге придавали такое высокое значение) и, конечно, местных районных дорог.

Со строительством трассы "Ужур-Балахта" глобально увеличился объём работ, соответственно выросла численность штата, которая доходила до трёхсот единиц. В строительстве было много сложностей: само дорожное полотно от Ужура достигло уже Тюльково, а искусственные сооружения и дренажи построили только до Камышты, потому что эти работы велись вручную. В строительстве дороги принимали участие все дорожные участки края: работали вахтами, каждые десять дней вахтовики менялись. Приходилось оформлять сотни нарядов, путевых листов, рассчитывать командировочные. У Валентины Евдокимовны едва выдерживали глаза – от напряжения и большой нагрузки быстро садилось зрение.

Для дорожников в Балахте построили целый жилой микрорайон и общежитие (улицы Каткова и Мичурина). Сейчас в бывшем общежитии располагается молельный дом.

Реоганизация за реорганизацией

Через несколько лет после окончания строительства республиканской дороги ДСУ–6 перевели в Назарово. Валентине предложили работу и там, но у неё уже были семья и дом, и муж на переезд не согласился.

В 1968 году местом её работы стал производственно-дорожный участок ПДУ–2406. Начальником участка был Филипп Никитич Сиротинин. Отработав год главным инженером, Валентина Евдокимовна возглавила это предприятие. Только тремя участками в крае руководили женщины: наравне с мужчинами-руководителями они управляли коллективами, "добывали" технику, запасные части, горюче-смазочные материалы. Участок был укомплектован мощной техникой: самосвалы ЗИЛ, тракторы "Кировец" с прицепами, бульдозеры, шнекороторный снегоочиститель на базе автомобиля "Урал", экскаватор. В ПДУ был дружный слаженный коллектив – Валентина Евдокимовна до сих пор всех помнит поимённо. В своё время Черемнова принимала на работу Александра Филипповича Сиротинина – нынешнего руководителя нашего ДРСУ.

За пять лет её руководства в районе построили автодорогу "Кожаны-Балдаштык-Грузенка" (в первом её варианте). Ремонтировали дороги на Безъязыково, на Приморск, на Малую Тумну, автотрассу "Ужур-Балахта", которая когда-то проходила через Крюково, Новотроицк и Петропавловку. В Балахте отсыпали скальным грунтом улицу Советской Армии, расширили дорогу до больницы. В это же время был введён в эксплуатацию 16-квартирный жилой дом по улице Молодогвардейцев.

В 1980 году ПДУ-2406 объединили с Ужурским ДРСУ, а в 1982-м – с Дивногорским ДРСУ. В 1988 году ДСУ-6 реорганизовали в Балахтинское ДРСУ, сюда же вошёл и ПДУ-2406.

Всего в дорожной отрасли Валентина Евдокимовна проработала двадцать шесть лет, была отмечена медалью "За доблестный труд" в ознаменование столетия со дня рождения В.И. Ленина.

Поменяла направление

В 1981 году ей пришлось коренным образом поменять профессиональное направление – она была переведена на работу в райком КПСС на должность инструктора орготдела. Девять лет курировала тринадцать первичных парторганизаций, в том числе четыре совхоза. За добросовестное отношение к работе была награждена медалью "За трудовую доблесть". Вручал награду лично Павел Стефанович Федирко – легендарный первый секретарь Красноярского крайкома КПСС, в бытность которого в крае были построены театр оперы и балета, институт искусств, концертные залы филармонии, культурно-исторический музейный комплекс, Дворец труда, Дворец пионеров, открывались многие спортивные учреждения и объекты.

"Считаю себя счастливой"

Что касается семейной жизни Валентины Евдокимовны, вся она также прошла на виду у земляков – что-то скрывать и чего-то стыдиться ей не приходится. Замуж Валентина вышла в 1956 году за Юрия Черемнова. Юрия Григорьевича хорошо знают в нашем районе. В молодости он работал мотористом конторы связи, разнорабочим, плотником, а в 1962 году выучился в ДОСААФ и до пенсии трудился водителем. Работал очень много – его фотография всегда была на Доске почёта, а медаль "За доблестный труд" и орден "Знак Почёта" хранятся в семье как реликвии.

И хотя в то время жильё давали многим, Черемновым пришлось взять ссуду и самим построить дом, в котором и сегодня живёт Валентина Евдокимовна. Юрий Григорьевич любил спорт, много читал, двадцать пять лет занимался пчеловодством. Шестьдесят два года Черемновы прожили вместе. К несчастью, недавно Юрия Григорьевича не стало. "Не стало не только мужа, – говорит Валентина Евдокимовна, – не стало друга, брата и отца".

Супруги вырастили двух сыновей и дочь. Старший сын пошёл по стопам отца – работает водителем, дочь – педагог, младший сын много лет служит в районном военном комиссариате (отмечен медалью "За отличие в военной службе" всех трёх степеней).

Уже выросли четыре внучки и три внука, все имеют высшее образование. И сыновья, и внуки добросовестно служили в армии, два внука – ветераны боевых действий. Семья Черемновых продолжилась восемью правнучками и тремя правнуками.

"Я считаю себя счастливым человеком, на жизнь не жалуюсь. Стараюсь вокруг себя создать чистую, бескорыстную атмосферу. Честь и совесть для меня превыше всего, – заключает свой рассказ о работе и жизни Валентина Евдокимовна, – а последним родным коллективом считаю хор "Ветеран", в котором пою уже двадцать семь лет".

Автор: Светлана Коваленко

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 976

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика