В 2020 году тема "Всемирного дня без табака" – "Защита молодёжи от манипуляций со стороны табачной индустрии и вовлечения в употребление табачной и никотиновой продукции".
Каждый год в мире табак убивает около пяти миллионов человек. Агрессивные и хорошо продуманные шаги, которые предпринимают табачные компании по расширению своего рынка, – причина огромного количества погибших во всём мире.
Табачная индустрия тратит миллиарды долларов по всему миру на маркетинг и пропаганду своей продукции. ВОЗ считает, что "пристрастие к табаку – это заболевание, передающееся путём массовой коммуникации, которое распространяется через рекламу, маркетинг и спонсорство".
Уже много десятилетий табачные компании применяют изощрённые методы вовлечения молодёжи в употребление табачной и никотиновой продукции. Они привлекают новое поколение любителей табака при помощи целого ряда всестороннее изученных и тщательно выверенных приёмов, от дизайна продукции до маркетинговых кампаний, призванных обеспечить приток новых, молодых потребителей на смену миллионам людей, умирающих от болезней, связанных с табаком.
Кроме того, табачные компании используют новые способы скрытой рекламы, создают "зонтичные" бренды (наименование табачными брендами товаров, не относящихся к табачным изделиям, например, одежды, обуви, что напоминает потребителю, явно или подсознательно, о табачной продукции), предоставляют скидки на продукцию или подарки для повышения осведомлённости о товаре и привлечения новых клиентов. Также табачные компании активно работают с общественностью для пропаганды своей индустрии и создания положительного имиджа.
Стремясь манипулировать молодыми людьми, табачная индустрия прибегает к методам "приукрашивания" своей продукции, стараясь сделать её более привлекательной при помощи красивой фирменной упаковки или использования ароматизаторов. В связи с этим доля тонких сигарет на российском табачном рынке в последние годы только росла: в 2013 году на неё приходилось 24,3%, теперь – уже 40,6%. Наиболее популярны "слимсы" на юге России, причем как среди женщин, так и среди мужчин.
Особенно очевидными стали методы "приукрашивания" никотиновой продукции в последнее время, при возникшем небывалом интересе к электронным сигаретам, нагреваемым табачным изделиям (вэйпам, кальяну) и не табачной никотиновой продукции (снюсам).
Табачные компании всё чаще привлекают влиятельных пользователей социальных сетей к рекламе своей опасной для здоровья продукции. При этом они действуют в обход действующего законодательства, так как информация, скрыто продвигающая эту продукцию ("продакт-плейсмент"), не обозначается как рекламное объявление, а негласно встраивается в другие материалы, размещаемые в социальных сетях.
Табачная индустрия намеренно навязывает молодым людям смертоносную зависимость, и главной мишенью рекламы, проводимой через известных пользователей социальных сетей, являются подростки и молодые женщины, что вызывает особую тревогу.
Новый метод продвижения табачной и иной никотиновой продукции – противодействие контрафактным табачным и не табачным изделиям и борьба за "качество" своей продукции. С этим лозунгом табачные компании активно участвуют в различных мероприятиях, проводимых органами государственной власти.
Транснациональными производителями табачных изделий и их лоббистами постоянно приводятся аргументы, которые якобы свидетельствуют о социальной направленности деятельности табачных компаний, которые, по своей сути, являются мифами.
Исследования показывают, что курение в подавляющем большинстве случаев начинается в возрасте 13-14 лет, т.е. тогда, когда подростки не способны в полной мере оценить негативные последствия курения. К моменту осознания вреда курения и манифестации негативного влияния курения на здоровье успевает развиться наркотическая зависимость от табака, и ни о каком свободном выборе речи идти не может. По силе эта зависимость сравнима с героиновой. Известно, что лишь 1% тех, кто пытается бросить курить, справляются с этой задачей в течение года.
Во "Всемирный День без табака"-2020 ВОЗ призывает активных лидеров, которых знает и уважает молодёжь, рассказывать в социальных сетях правду о манипуляциях, на которые идут табачные компании для вербовки нового поколения пользователей табака; рассказывать о манипуляциях, применяемых производителями табачной и никотиновой продукции, в том числе за счёт вывода на рынок новых и оригинальных изделий, использования ароматических добавок и других привлекательных средств.
В 2020 году "Всемирный День без табака" проводится в сложных условиях распространения коронавирусной инфекции и самоизоляции, поэтому мероприятия в Красноярском крае в рамках "Всемирного Дня без табака" будут проводиться в интернете.
Мы призываем медицинских работников и лидеров общественных движений принять активное участие в интернет-кампании, приуроченной к Всемирному Дню без курения.
Пресс-служба Красноярского краевого Центра общественного здоровья и медицинской профилактики