Для этого эксперты определят недостатки нормативно-правовой базы, изучат лучшие практики регионов, а также опыт взаимодействия общеобразовательных учреждений с вузами, бизнесом и НКО.
Участниками рабочей группы станут представители Народного фронта, Российского союза сельской молодежи (РССМ), Федерального детского эколого-биологического центра, Ассоциации агрошкол России, проекта "Энциклопедия сельских школ России" и др.
Решение сформировать группу было принято по результатам тематического круглого стола с федеральными и региональными экспертами. По мнению общественников, развитие аграрного образования на базе школ поможет сформировать кадровый потенциал сельских территорий.
Большую роль в работе с молодыми кадрами для села сыграют агроклассы, агрошколы и производственные ученические бригады.
"Тема развития агроклассов назревала давно, и в нескольких регионах есть прекрасный опыт такой профориентации в сельских школах, например в Якутии, где определен нормативный статус пришкольного участка. В рамках программы "Образование" у них идет обеспечение сельхозтехникой, есть взаимодействие сельхозтоваропроизводителей. Конечно, хочется, чтобы такая работа была выстроена на федеральном уровне", – отметила координатор проекта "Село. Территория развития", председатель Российского союза сельской молодежи (РССМ) Юлия Оглоблина.
Она добавила, что в ходе подготовки по поручению президента РФ Владимира Путина программы "Кадры для села" профориентация в сельских школах должна занять одну из ключевых позиций.
По мнению экспертов, для тиражирования аграрной профориентации по всей стране необходимо на федеральном уровне закрепить в законодательстве понятие агроклассов и производственных бригад, организовать их последующую поддержку со стороны органов власти – ресурсную и методическую. Так школьные подсобные хозяйства смогут стать самостоятельным юридическим лицом, а значит, сельхозтоваропроизводителем, возможным получателем господдержки и участником рынка сельскохозяйственной продукции.
"Участники круглого стола представили разные подходы к сельской профориентации, но проблема заключается в том, что пока нет единой системы, – подчеркнула сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Цунаева. – Нужно вместе определить нормативные акты, которые мешают развиваться этому направлению, а затем подкорректировать их либо принять новые. Безусловно, должны быть представлены работающие модели из регионов, которые можно взять за основу".
Так, одним из показательных примеров стала Татановская средняя школа в Тамбовской области. Ее директор, по совместительству председатель Ассоциации агрошкол России Ольга Илларионова рассказала, как с 2011 г. в области реализуется региональная система непрерывного агробизнес-образования. Для сельских школьников организован ресурсный центр, объединяющий более 30 школ с аграрным направлением. Работа с молодыми кадрами Тамбовской области заключается в системном взаимодействии школ, вузов и сельскохозяйственного бизнеса. Только так, по мнению директора школы, можно выстроить успешную профориентацию.
"На данный момент 50% наших выпускников поступают в профильные вузы и очень многие возвращаются назад, на местные предприятия. Во всяком случае, в нашем населенном пункте проблемы кадрового голода нет", – подчеркнула Илларионова.
Отдельной темой обсуждения стала земля для ученических производственных бригад, на которой молодые аграрии могут получать первые практические навыки. Сейчас общеобразовательные школы участвуют в конкурсных процедурах для получения в аренду земель сельхозназначения на общих основаниях, вместе с коммерческими организациями и предпринимателями. Результат очевиден, и он не в пользу школ.
"Чтобы решить эту проблему, необходимо внести изменения в Земельный кодекс РФ. В частности, расширить перечень земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, для учебно-производственной деятельности общеобразовательных организаций", – отметила эксперт проекта "Село. Территория развития", руководитель экспертно-аналитического центра (РССМ) Наталья Федякова. Предложенные решения помогут создать условия для дальнейшего развития аграрной профориентации и подготовки кадров для сельского хозяйства, резюмировала она.