Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты «Сельская новь» Балахтинского района Красноярского края. Главный редактор Уланова Л.В.

662340, п. Балахта, ул. Комсомольская, 25
телефон: +7(39148) 21-5-82
e-mail: sn.balahta@yandex.ru

О татарских традициях

По данным всероссийской переписи 2010 года, в Балахтинском районе мирно уживаются граждане сорока шести национальностей, среди них есть и татарские семьи.

Для того, чтобы немного подробнее узнать, как живёт современная татарская семья, мы обратились к хозяйке известной в районе семьи Вахитовых – Зиле Вазиятовне.

Сама Зиля (тогда ещё Ахметова) родилась в Башкирии, а росла и училась в Свердловске (теперь Екатеринбург). В школьные годы подавала большие спортивные надежды в лёгкой атлетике – с седьмого по одиннадцатый класс училась в школе-интернате спортивного профиля, в составе сборной выступала за СССР и за Россию, носит почётное звание "Мастер спорта СССР". Работая в полиции, не раз выступала в команде отдела, в сборных Балахты и района. В Свердловске Зиля окончила инженерно-педагогический институт, планировала преподавать в училище или техникуме. С будущим мужем познакомилась случайно. Дамир родился в Свердловской области, но к той поре его семья уже жила в Балахте, а в Свердловск он приехал повидаться с родными. Союз Зили и Дамира – настоящий пример любви с первого взгляда! Заявление в загс они подали три дня спустя после знакомства. Дамир хотел переехать в Свердловск, но директор Малотумнинского совхоза, где работал Дамир, уговорил его остаться в Балахте, пообещав дать квартиру. Когда уезжали из Свердловска, Дамир говорил Зиле, что это всего на два года. С той поры прошло тридцать лет. Но до отъезда из Свердловска была свадьба, а до свадьбы – Никах (венчание по-татарски). Венчание, как положено, проводил мулла в присутствии родителей и свидетелей. Считается, что после такого обряда брак уже заключён, хотя, конечно, потом были регистрация в загсе и свадьба. Дамир квартиру от совхоза ждать не стал, начал строить дом сам. А когда в семейное гнездо уже вложена масса своего труда, покинуть его трудно. Так Вахитовы и остались в Балахте. У Зили и Дамира родились две дочери – Ильмира и Динара. Ильмира уже замужем, недавно порадовала родителей рождением внучки. А Динара готовится к защите диплома. Обе девушки окончили институт нефти и газа.

Дамир и Зиля хорошо понимают по-татарски, Зиля неплохо читает и говорит на родном языке. Дочери выросли в Сибири, больше слышали русскую речь и хотя по-татарски не говорят, но всё понимают и живо интересуются традициями татар. Ильмира в старших классах средней школы написала большое эссе на тему "Моя татарская семья: быт, традиции, обычаи".

Основное место работы Зили и Дамира – Балахтинский отдел – сначала милиции, а потом и полиции. Зиля в 1993 году устроилась работать инспектором отделения по делам несовершеннолетних, потом перешла в следствие, на пенсию вышла старшим следователем, сейчас трудится в межмуниципальном отделе как вольнонаёмная. Дамир начинал в 1995 году водителем милицейской машины, потом стал инспектором ГАИ, а на пенсию вышел старшим инспектором ОГИБДД, теперь работает в техникуме водителем автобуса. Оба заслужили звание "Ветеран труда", оба имеют массу поощрений, а у Зили полно ещё и спортивных наград.

Так сложилось, что родителей Дамира и Зили уже нет в живых, но, чтя их память, в доме стараются соблюсти некоторые татарские обычаи. Например, Зиля Вазиятовна в большие мусульманские праздники, такие как Ураза-байрам или Курбан-байрам, старается приготовить что-нибудь национальное, если нет времени, то хотя бы постряпать.

Ураза-байрам схож с православным праздником Пасхи и следует за священным месяцем Рамаданом, когда мусульмане постятся и не едят до захода солнца. Курбан-байрам – праздник жертвоприношения и также имеет большое религиозное значение. Зиля, например, готовит такие блюда, как кыстыбый и белишь. Кыстыбый – обжаренная на сухой сковороде тонкая пресная лепёшка, начинённая картофельным пюре. По виду напоминает сочень – начинка накладывается на одну половину обжаренной лепёшки и закрывается второй половиной сверху, затем щедро смазывается сливочным маслом и подаётся горячей. А бялеш (бэлиш) – закрытый, очень сочный, круглый пирог из пресного теста с мясной начинкой, с большим количеством лука, маслом, с добавлением картофеля или крупы. Раньше такие пироги начиняли вместо мяса рублеными потрохами. Названия татарских блюд на русском языке доподлинно правильно написать нельзя, причина тому наличие в татарском языке тридцати шести букв и особенности произношения.

Зиля Вазиятовна поделилась ещё одним практичным рецептом. Мясо крупным куском отварить, затем добавить целиком или крупными кусками картофель, морковь, капусту и другие подходящие овощи. Готовые овощи и мясо вынуть из бульона, нарезать и подать на большом блюде, а бульон заправить лапшой и зеленью и подать порционно, как суп. Получаются первое и второе блюда. Обязательное условие хорошего рошего вкуса этой пищи – наисвежайшее мясо.

Одна из священных татарских традиций – не делать грязную работу в пятницу. В семье Вахитовых стараются, по возможности, её соблюдать. Зиля хранит Коран на арабском языке, который когда-то сама привезла для мамы из Югославии. Прочесть его она не может и назвать себя особо верующей тоже, но хранит священную книгу, как память о родителях.

Возможно, кто-то не знает, что в Балахте, недалеко от общего кладбища, есть небольшое татарское кладбище. Там по мусульманским традициям похоронены родители Дамира. Родители Зили упокоились на кладбище Екатеринбурга, их хоронили также по национальному обычаю – в саване и в сидячем положении, соблюдая ещё целый ряд специальных правил.

Что касается матримониальных традиций, Вахитовы в выборе пары своим дочерям не препятствуют. Ильмира вышла замуж за русского парня. А вот Зиля, в своё время, всё-таки считала, что надо учитывать общее понимание традиций и языка и выбирать парня своей национальности.

Судьба Вахитовых в Сибири сложилась неплохо. Трудолюбивая и простая в общении семья заслужила уважение среди балахтинцев. Всё, что имеют, заработали честным служением обществу. Их дом, двор, летняя кухня, огород, цветники – во всём чувствуются любовь и приложение хозяйских рук. И всё же Зиля Вазиятовна говорит со вздохом: "Всё равно тянет в родные пенаты". Приезжая в Екатеринбург, Вахитовы останавливаются в родительском доме, бережно хранимом старшей сестрой Зили Вазиятовны, и не забывают зайти в мечеть, чтобы почтить память усопших.

Автор: Светлана Коваленко

По этой теме: единствоДружба народовтатары

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 646

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика