Беседуем с Мариной АНТОШКИНОЙ, преподавателям фольклора
ПРИЕХАЛИ, И ОСТАЛИСЬ…
Сегодня имя педагогов Антошкиных – Марины и Антона – известны почти каждому жителю района. Их знают как профессионалов своего дела – красивую, артистичную пару, в которой каждый отдельно и вместе талантлив и неподражаем. В наш Балахтинский район Антошкины приехали в 2013 году по приглашению заместителя главы района Нины Ляховой и известного в районе педагога дополнительного образования Александры Брызгаловой. Молодой семье предложили хорошие условия – жильё, места в детском саду для сыновей и большой… скорее даже огромный объём работы. Многие учреждения района нуждались тогда в музыкантах, и Марина с Антоном сразу же погрузились в кипучую творческую деятельность, создавая новые коллективы различной направленности, тщательно подбирая для них репертуар.
Антошкины – музыканты в династиях – приехали в наш район с целью развивать фольклор и инструментальное творчество – игру на баяне и гармони. Марина Викторовна быстро сошлась в "желаниях и целях" с Балахтинским молодёжным центром, районной библиотекой, музеем, Чистопольским муниципалитетом.
Антошкины прикипели душой к ставшей родной школе и, конечно, Балахтинскому району, который гостеприимно принял молодую творческую семью. Сыновья Марины и Антона тоже всё свободное время проводят здесь: Максим осваивает гармонь, а Никита учится играть на балалайке.
ОТДЕЛЕНИЕ – ТОГДА И СЕЙЧАС
Марина Викторовна окончила Кемеровскую государственную академию культуры и искусств по специальности "Народное художественное творчество". А ближе всего ей фольклор. Ведь это наше, народное, душевное … "В нём, – признаётся Марина, – оживает что-то моё, внутреннее, материнское… память предков, наверное".
В 2014 году школа искусств впервые набрала детей на общеразвивающую программу фольклора. А 2015-й можно считать годом открытия отделения фольклора – именно тогда уже более подготовленных детей перевели на предпрофессиональную подготовку. Марина рассказывает:
– С самых первых месяцев мы с моими учениками начали выступать. А 1 сентября показали родителям, как можно провести праздник с играми и припевками. Видели бы вы, какими восторженными глазами они смотрели на нас! Так заявил о себе фольклор впервые в районе.
Детки в отделение пришли маленькими. Начинали мы с ними с самых азов – лепили из пластилина, из теста, шили игральных кукол. Не скрою, я и сама возле них набиралась опыта, ведь раньше работала со студентами, а не с малышнёй. Процесс настолько меня захватил! Я жила этим детищем: каждый год добавляла в программу что-то новое, интересное, ездила на курсы, мастер-классы, концерты в Красноярск, перенимала опыт коллег. Росла вместе с моим первым набором юных талантов, и было очень тяжело с ними потом расставаться.
Читатели газеты знают этих балахтинских "звёздочек": Олесю Иванцову, Таисию Архангородскую, Софью Копееву, Арину Малий, Анастасию Устинову, Валерию Сосунову и Анну Троицкую – в газете мы не раз писали об их успехах на конкурсах и фестивалях районного, краевого, всероссийского уровней. Итоговую аттестацию ученицы Антошкиной прошли на "отлично".
ПЕТЬ БАЛАХТИНСКИЕ ПЕСНИ
Марина Антошкина задалась целью: на балахтинской земле должны звучать именно балахтинские песни.
– Всё больше изучая местный фольклор, начала мечтать о том, чтобы в районе пели свои песни. А поняла, что они бесценны, когда в 2018 году к нам приезжал студент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Павел Шалыгин с фольклорно-этнографической экспедицией. Он "шёл по стопам" исследователя-фольклориста Скопцова, который дважды бывал в нашем райо-не. Павел даже дипломную работу посвятил этой теме – посмотреть, что осталось от фольклора, и сравнить пласты древности и современности. С большим интересом поучаствовала в экспедиции и я. Именно тогда и началось моё знакомство с балахтинским фольклором.
В институте мы изучали народное творчество разных уголков страны – диалекты, песни, традиции. Поэтому мне легко было, основываясь на полученных знаниях, сосредоточиться на новом "сибирском" направлении. Живя на сибирской земле, нужно знать и петь сибирские песни, ходить в сибирской одежде… И я строю сейчас обучение именно с прицелом на сибирский танцевальный и вокальный фольклор.
Какой он, этот сибирский фольклор? – не могла не спросить я нашу героиню.
– Он глубокий, не кричащий, душевный, больше протяжный… Есть в нём, конечно, задорные вечёрошние и плясовые, но именно протяжные песни не оставляют людей равнодушными. Наш фольклор мелодичный, удобный, "на улыбке". И хоть было сложно перестроиться на такое исполнение, но молодому поколению это удалось…
ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ
Сибирский фольклор – неотъемлемая часть духовности. Дети на занятиях изучают традиции празднования Рождества, Пасхи, и потому возникла необходимость погрузить их в атмосферу духовности. Конечно же, с разрешения родителей и по желанию самих детей.
Настоятель Балахтинского Храма Успения Божией Матери Отец Сергий с радостью принял юных прихожан – храм стал ещё одной площадкой для раскрытия их таланта.
НОВЫЕ УЧЕНИКИ
В новом учебном году на фольклор пришли пятеро детей. Всего же в отделении учатся около тридцати деток.
На вступительных экзаменах педагог ведёт себя с испытуемыми нестрого, ведь для того, чтобы ребёнок "раскрылся", ему нужны соответствующие условия. Марина с первых минут пытается расположить детей к себе, просит рассказать стихотворение, спеть песню, проверяет музыкальный слух, музыкальную память, просит повторить ритмический рисунок.
В программе обучения первого класса – пение в фольклорном ансамбле и изучение народного творчества, обязательны занятия на музыкальном инструменте – балалайке или гармони.
Затем, в разные годы обучения, добавляются игра на фортепиано и премудрости предмета "Сольфеджио". Далее ученики погружаются в мир музыкальной литературы, кто-то по желанию выбирает сольное пение. Выпускник Балахтинской детской школы искусств должен быть универсальным специалистом – уметь играть на балалайке, гармони, гуслях, фортепиано. И растят таких специалистов их наставники-профессионалы.
ВЫПУСКНИКИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
Выпускницы Детской школы искусств Анастасия и Полина Цыганковы в 2015 году поступили в Красноярский краевой колледж искусств имени Иванова-Радкевича на специальность "сольное и хоровое пение". Ныне Полина учится в Кемеровском государственном университете культуры, а Анастасия – в Красноярском институте искусств Дмитрия Хворостовского и преподаёт в Дивногорской школе искусств.
Ольга Удельнова в 2018 году поступила в Новосибирский областной колледж по специальности "сольное и хоровое народное пение". А в этом году учиться сольному и хоровому пению в Красноярске начала и Олеся Иванцова.