Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты «Сельская новь» Балахтинского района Красноярского края. Главный редактор Уланова Л.В.

662340, п. Балахта, ул. Комсомольская, 25
телефон: +7(39148) 21-5-82
e-mail: sn.balahta@yandex.ru

Петь балахтинские песни

Фольклорное отделение Балахтинской детской школы искусств проводило в добрый самостоятельный путь первых своих выпускников – с багажом ценных знаний и уверенностью в завтрашнем дне. А мы сегодня обратимся к истокам создания отделения.

Беседуем с Мариной АНТОШКИНОЙ, преподавателям фольклора

ПРИЕХАЛИ, И ОСТАЛИСЬ…

Сегодня имя педагогов Антошкиных – Марины и Антона – известны почти каждому жителю района. Их знают как профессионалов своего дела – красивую, артистичную пару, в которой каждый отдельно и вместе талантлив и неподражаем. В наш Балахтинский район Антошкины приехали в 2013 году по приглашению заместителя главы района Нины Ляховой и известного в районе педагога дополнительного образования Александры Брызгаловой. Молодой семье предложили хорошие условия – жильё, места в детском саду для сыновей и большой… скорее даже огромный объём работы. Многие учреждения района нуждались тогда в музыкантах, и Марина с Антоном сразу же погрузились в кипучую творческую деятельность, создавая новые коллективы различной направленности, тщательно подбирая для них репертуар.

Антошкины – музыканты в династиях – приехали в наш район с целью развивать фольклор и инструментальное творчество – игру на баяне и гармони. Марина Викторовна быстро сошлась в "желаниях и целях" с Балахтинским молодёжным центром, районной библиотекой, музеем, Чистопольским муниципалитетом.

Антошкины прикипели душой к ставшей родной школе и, конечно, Балахтинскому району, который гостеприимно принял молодую творческую семью. Сыновья Марины и Антона тоже всё свободное время проводят здесь: Максим осваивает гармонь, а Никита учится играть на балалайке.

ОТДЕЛЕНИЕ – ТОГДА И СЕЙЧАС

Марина Викторовна окончила Кемеровскую государственную академию культуры и искусств по специальности "Народное художественное творчество". А ближе всего ей фольклор. Ведь это наше, народное, душевное … "В нём, – признаётся Марина, – оживает что-то моё, внутреннее, материнское… память предков, наверное".

В 2014 году школа искусств впервые набрала детей на общеразвивающую программу фольклора. А 2015-й можно считать годом открытия отделения фольклора – именно тогда уже более подготовленных детей перевели на предпрофессиональную подготовку. Марина рассказывает:

– С самых первых месяцев мы с моими учениками начали выступать. А 1 сентября показали родителям, как можно провести праздник с играми и припевками. Видели бы вы, какими восторженными глазами они смотрели на нас! Так заявил о себе фольклор впервые в районе.

Детки в отделение пришли маленькими. Начинали мы с ними с самых азов – лепили из пластилина, из теста, шили игральных кукол. Не скрою, я и сама возле них набиралась опыта, ведь раньше работала со студентами, а не с малышнёй. Процесс настолько меня захватил! Я жила этим детищем: каждый год добавляла в программу что-то новое, интересное, ездила на курсы, мастер-классы, концерты в Красноярск, перенимала опыт коллег. Росла вместе с моим первым набором юных талантов, и было очень тяжело с ними потом расставаться.

Читатели газеты знают этих балахтинских "звёздочек": Олесю Иванцову, Таисию Архангородскую, Софью Копееву, Арину Малий, Анастасию Устинову, Валерию Сосунову и Анну Троицкую – в газете мы не раз писали об их успехах на конкурсах и фестивалях районного, краевого, всероссийского уровней. Итоговую аттестацию ученицы Антошкиной прошли на "отлично".

ПЕТЬ БАЛАХТИНСКИЕ ПЕСНИ

Марина Антошкина задалась целью: на балахтинской земле должны звучать именно балахтинские песни.

– Всё больше изучая местный фольклор, начала мечтать о том, чтобы в районе пели свои песни. А поняла, что они бесценны, когда в 2018 году к нам приезжал студент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Павел Шалыгин с фольклорно-этнографической экспедицией. Он "шёл по стопам" исследователя-фольклориста Скопцова, который дважды бывал в нашем райо-не. Павел даже дипломную работу посвятил этой теме – посмотреть, что осталось от фольклора, и сравнить пласты древности и современности. С большим интересом поучаствовала в экспедиции и я. Именно тогда и началось моё знакомство с балахтинским фольклором.

В институте мы изучали народное творчество разных уголков страны – диалекты, песни, традиции. Поэтому мне легко было, основываясь на полученных знаниях, сосредоточиться на новом "сибирском" направлении. Живя на сибирской земле, нужно знать и петь сибирские песни, ходить в сибирской одежде… И я строю сейчас обучение именно с прицелом на сибирский танцевальный и вокальный фольклор.

Какой он, этот сибирский фольклор? – не могла не спросить я нашу героиню.

– Он глубокий, не кричащий, душевный, больше протяжный… Есть в нём, конечно, задорные вечёрошние и плясовые, но именно протяжные песни не оставляют людей равнодушными. Наш фольклор мелодичный, удобный, "на улыбке". И хоть было сложно перестроиться на такое исполнение, но молодому поколению это удалось…

ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ

Сибирский фольклор – неотъемлемая часть духовности. Дети на занятиях изучают традиции празднования Рождества, Пасхи, и потому возникла необходимость погрузить их в атмосферу духовности. Конечно же, с разрешения родителей и по желанию самих детей.

Настоятель Балахтинского Храма Успения Божией Матери Отец Сергий с радостью принял юных прихожан – храм стал ещё одной площадкой для раскрытия их таланта.

НОВЫЕ УЧЕНИКИ

В новом учебном году на фольклор пришли пятеро детей. Всего же в отделении учатся около тридцати деток.

На вступительных экзаменах педагог ведёт себя с испытуемыми нестрого, ведь для того, чтобы ребёнок "раскрылся", ему нужны соответствующие условия. Марина с первых минут пытается расположить детей к себе, просит рассказать стихотворение, спеть песню, проверяет музыкальный слух, музыкальную память, просит повторить ритмический рисунок.

В программе обучения первого класса – пение в фольклорном ансамбле и изучение народного творчества, обязательны занятия на музыкальном инструменте – балалайке или гармони.

Затем, в разные годы обучения, добавляются игра на фортепиано и премудрости предмета "Сольфеджио". Далее ученики погружаются в мир музыкальной литературы, кто-то по желанию выбирает сольное пение. Выпускник Балахтинской детской школы искусств должен быть универсальным специалистом – уметь играть на балалайке, гармони, гуслях, фортепиано. И растят таких специалистов их наставники-профессионалы.

ВЫПУСКНИКИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Выпускницы Детской школы искусств Анастасия и Полина Цыганковы в 2015 году поступили в Красноярский краевой колледж искусств имени Иванова-Радкевича на специальность "сольное и хоровое пение". Ныне Полина учится в Кемеровском государственном университете культуры, а Анастасия – в Красноярском институте искусств Дмитрия Хворостовского и преподаёт в Дивногорской школе искусств.

Ольга Удельнова в 2018 году поступила в Новосибирский областной колледж по специальности "сольное и хоровое народное пение". А в этом году учиться сольному и хоровому пению в Красноярске начала и Олеся Иванцова.

Автор: Марина Полежаева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 689

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика