Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. Взрослым нужно помнить о существовании угроз и уделять повышенное внимание вопросу обеспечения безопасности детей в интернете: они должны быть защищены от угроз информации агрессивного характера.
Родители должны понимать, что ребёнок будет учиться, искать, находить и использовать полезные информационные ресурсы и технологии под их неусыпным присмотром – нельзя предоставлять детям излишнюю самостоятельность в общении с недетскими технологиями.
КАК УЗНАТЬ, НЕ СТАЛ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРЕСТУПНИКА
Приведённые ниже признаки могут означать, что ваш ребёнок попал в поле зрения злоумышленника:
- проводит много времени в сети, закрывает дверь в комнату и скрывает, чем занимается за компьютером;
- ребёнку звонят люди, которых вы не знаете, или он сам звонит по не знакомым вам номерам;
- получает письма, подарки или посылки от не известного вам лица;
- сторонится семьи и друзей, быстро выключает монитор или переключается на другое окно, если в комнату входит взрослый;
- становится замкнутым и подавленным.
Интернет-преступники усердно вбивают клин между детьми и их семьями и часто преувеличивают небольшие неприятности в отношениях ребёнка с близкими.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ
Регулярно проверяйте компьютер на наличие материалов агрессивного или откровенного характера.
Контролируйте доступ ребёнка к средствам общения, работающим в режиме реального времени: чатам, мгновенным сообщениям. Если, несмотря на все меры предосторожности, ваши дети столкнулись в интернете со злоумышленником, предпримите решительные действия для прекращения дальнейших контактов ребёнка с этим лицом.
Если ребёнок получает материалы агрессивного или откровенного характера, сохраните всю имеющуюся информацию, адреса сайтов и чатов, чтобы передать информцию представителям правоохранительных органов.
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ ОБЩЕНИЕ РЕБЁНКА В ИНТЕРНЕТЕ
Контролируйте использование чатов вашим ребёнком! Добейтесь того, чтобы дети никогда не сообщали в чатах свои личные данные. Так, при выборе псевдонима нужно выбирать имя, не выдающее личные данные. Следует настоять на том, чтобы дети не посылали своих фотографий тем, с кем они познакомились в чате.
ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИКИ: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ
Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. При этом двое из трёх раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает своё полное имя.
Что делать? Запретите публиковать личную информацию, в том числе фамилию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения.
Запретите помещать в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо ещё, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения (или даже зад- ний план фотографий) какую-либо личную информацию.
Рекомендуйте детям не стремиться соревноваться с другими детьми, ведущими веб-журналы.
Пусть дети стараются вести свой блог в положительном ключе, не используя его для злословия или нападок в адрес других.
УПРАВЛЯЙТЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ
► Установите правила работы в интернете для детей и будьте непреклонны.
► Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова как в интернете, так и в реальной жизни.
► Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребёнку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
► Научите детей уважать других пользователей интернета.
► Скажите детям, что не всё, что они читают или видят в сетях, – правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
► Контролируйте деятельность детей в интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребёнок, и что он делает на них.
► Поощряйте детей делиться с вами их опытом в интернете. Посещайте сеть вместе с детьми. Регулярно просматривайте интернет-дневник своего ребёнка, если он его ведёт.