В преддверии Международного женского дня районным музеем была инициирована и собрана выставка картин балахтинки Ларисы Комбуй-оол.
Искренне восхищаясь её творчеством, директор музея Елена Артошина неоднократно предлагала Ларисе Владимировне выставить свои работы на всеобщее обозрение. Автор скромно отказывалась, не считая своё увлечение чем-то сверхъестественным. Недавно этой прекрасной женщины не стало – её жизнь оборвалась из-за продолжительной болезни…
Лариса Комбуй-оол, выбрав когда-то профессию учителя, по воле судьбы всю свою жизнь посвятила развитию балахтинского образования, служению школе. Но и сама не переставала развиваться: помимо того, что получила два высших педагогических образования – учитель физики и учитель немецкого языка, она увлекалась туризмом, спортом, шахматами и художественной вышивкой по канве. Именно через это сугубо женское хобби крайне ответственная, выдержанная, тактичная и целеустремлённая женщина раскрывала свой глубокий внутренний мир – тонкий, деликатный, чувственный.
В районе её знали и уважали, многие с ней крепко дружили. На открытии выставки близкие друзья и коллеги говорили о её творчестве, о трудовом пути, о человеческих качествах. Любовь Шнайдер рассказывала о том, каким Лариса Владимировна была кропотливым и добросовестным специалистом, отзывчивым и душевным человеком. Валентина Кузнецова отзывалась о ней как об очень гостеприимном и энергичном человеке, Алла Буторова вспоминала о её чувстве юмора, Михаил Улько – об открытости и удивительной коммуникабельности.
Для того, чтобы собрать выставку работ Ларисы Владимировны, пришлось объехать немало её знакомых, родных и друзей – картины она не хранила дома, а, в основном, раздаривала, иногда даже делая дубли по чьей-нибудь просьбе. Представленные на выставке картины (их около двадцати) – лишь десятая часть всех работ. Несколько самых красивых из них увезла в Англию племянница Ларисы Владимировны Илона. Говорят, что работы вызвали у иностранцев неподдельный восторг.
Чувствуется, что это увлечение для женщины было не просто желанием скоротать время, а порывом выразить своё восхищение окружающей красотой через вышивку. Её картины притягивают внимание разнообразием сюжетов и тщательностью проработки деталей: с помощью иглы и нити вышивальщицей искусно переданы переливы красок, полутона и тени. Работы не просто интересны и аккуратны, они будто источают тепло рук и души их автора, её жизнеутверждающую энергетику, светлый взгляд на мир, душевный покой и чистоту. Видно, что от работы к работе мастерство совершенствовалось, появлялись сложные многоцветные композиции.
Среди работ много близких каждому из нас пейзажей сибирской природы – берёзовые колки, ромашковые поляны, заснеженные избы с резными ставенками, деревянные церквушки. И, как будто в противовес им, – манящие морские панорамы, живо бурлящие белой пеной… Но особой выразительностью, поражающей точностью передачи форм и красок смотрят со стены портреты женщин. Они молоды и подчёркнуто красивы. Среди них есть одна особенная – мать с младенцем на руках. Мягкие силуэты, подбор нитей в пастельных тонах – всё призвано сосредоточить внимание зрителя на моменте таинства из жизни матери и ребёнка. Эту картину больше других любит супруг Ларисы Владимировны – Александр Паймышев.
Об искусстве вышивальщиц нередко говорят как о лёгком занятии, но на деле это вовсе не так. Это особый вид искусства, близкий к живописи, ведь вышитая картина впечатляет не меньше, чем нарисованная красками и кистью. Каждая работа − процесс трудоёмкий, иногда от момента задумки композиции до её полного завершения проходит по году и более.
Картины хранят энергетику человека − характер рукодельницы, её вдохновение. Название выставки очень точно передаёт настроение, с которым смотришь на творения этой удивительной женщины: да, она оставила важный след в истории района, а в памяти земляков – неуловимый светлый силуэт...