И вот он – современный двор нового детского сада "Тополёк"…
Аккуратно расчищенные дорожки, утоптанные детскими ножками площадки. Поднимаюсь по невысокому крылечку, открываю дверь и… попадаю в светлую прихожую, с которой, собственно, и начинается детский сад.
Воспитатель подготовительной группы Елена Русак предупреждена о моём визите. Она проводит меня в помещение, знакомит с обстановкой. Дети прибывают в группу один за одним. Кто-то серьёзен, и ещё в полудрёме, кто-то активен не по времени – раздевается и бросается к игрушкам…
И вот все в сборе. Незаметно подходит время завтрака (с 07:30 до 08:30). Ребята привычно отодвигают стульчики от столов, садясь на свои места. Завтракают в тишине – только постукивают ложки по тарелкам. Няня предлагает добавку, воспитатель следит за порядком. Так же чётко и слаженно убирается посуда со столов, группа готовится к занятиям.
В 9 часов ребята открывают прописи. Елена Сергеевна обходит каждого подопечного, терпеливо объясняет задание. Что же они там делают? С интересом заглядываю в тетрадки – старательно выводят крючочки, раскрашивают животных. В течение дня проводится три занятия продолжительностью по 30 минут каждое. А между ними бывает так называемая "передышка", когда детки отдыхают – играют, вместе с воспитателем читают книжки. В ролях обыгрывают рассказы о животных.
Мне посчастливилось попасть на урок физкультуры. И я невольно залюбовалась ребятишками в белых футболочках, чёрных шортиках и чешках! В просторном светлом спортзале они выстроились в линеечку и внимательно слушали команды педагога по физической культуре. А потом бегали и прыгали, делали простые гимнастические упражнения. Успели посоревноваться друг с другом, от усилий разогрелись и даже слегка взмокли. Наблюдая за уроком, я поняла, что педагог, работая с детьми, делает для себя выводы: кто из ребят сильнее, кто слабее, с кем нужно тщательнее позаниматься. Физкультура в детском саду бывает два раза в неделю. И столько же времени отводится на занятия музыкой, на которых музыкальный руководитель выявляет творческие способности воспитанников в пении и хореографии.
В хорошую погоду ребят выводят на прогулки. Тридцать минут им отводится на игры на свежем воздухе. В зимнее время ребята возвращаются в группу промокшие и сдают одежду в сушку, а обувь расставляют по полкам. Наблюдая за вознёй малышат в раздевалке, подмечаю: и тут у них всё происходит чётко – каждой вещи своё место: индивидуальные кабинки обозначены разными картинками, их трудно перепутать.
Умывшись после прогулки, детки садятся слушать предобеденные сказки. Пока они увлечены очередным выбранным совместно сюжетом, младший воспитатель накрывает на столы. В 12:30 начинается обед, а после него – тихий час. Спят дети до 15 часов. После сна сами одеваются и заправляют кровати, ведь они уже большие.
Пока ребята спали, воспитатель составляла индивидуальный план работы на месяц. "Вечером, – поделилась со мной Елена, – сделаю планы на каждый день… В планах мы прописываем цели и задачи работы с детьми, обозначаем темы, на которые стоит побеседовать. Кто-то из ребят требует к себе большего внимания, кому-то надо помочь адаптироваться как в группе, так и в окружающем мире".
После сна в группе снова накрывают столы – для так называемого второго завтрака. А потом ребята работают – рисуют, лепят, делают аппликации. Играют в сюжетно-ролевые игры. В 17 часов ужинают и собираются домой. Встреча с родителями не может не умилять стороннего зрителя: бросаются в объятия мам и пап, как будто не виделись целую вечность. Тараторят, делясь впечатлениями от прожитого дня, показывают свои поделки. Не всех детей разбирают из садика в одно и то же время – в силу родительских обстоятельств (поздняя работа, например) некоторым ребятам приходится быть в саду до 19:30. Они не скучают – играют в полу-опустевшей группе.
Я поинтересовалась у Елены Сергеевны, как она пришла в эту профессию?
– Да, в общем-то, особо и не раздумывала, кем буду. Детей я очень люблю, поэтому сразу решила, что пойду учиться либо на учителя начальных классов, либо на воспитателя детского сада. В Красноярском педагогическом университете имени Астафьева получила высшее образование, и сразу же, с лёгкостью и желанием, приступила к работе. Хорошо, когда любишь своё дело… Многие приходят, но не все выдерживают на детсадовской работе: к детям ведь особый подход нужен.
Да, действительно, дети все разные. Да и другие они сегодня. Уже в раннем возрасте начинают показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая ещё 20 лет назад была недоступна для детей дошкольного возраста. Современные дошкольники в возрасте 3–4 лет способны решать логические задачи, которые раньше задавали детям 4-, 5-летнего возраста. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей-дошколят: кризис 3-х лет наступает на год-два позже… Поэтому и задачи у воспитателей меняются.
Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, и современный воспитатель органично "встраивает" любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. И если ты сумеешь найти в ребёнке ту самую "изюминку", значит, ты достиг своей цели.
Елена рассказала о двух интересных случаях из своей практики. В группу ходил мальчик, с виду вполне обычный, но, как только вся группа выходила на прогулку, он срывался с места и убегал из садика с криком: "Я домой! Дорогу знаю". Непонятно, что именно служило поводом для его побегов... Но Елена Сергеевна тогда страху натерпелась: у неё 20 подопечных – ни одного из виду упускать нельзя, а тут беглеца догонять надо! А ещё в саду, в подготовительной группе, есть девочка Ульяна. Совсем ещё мала, а уже, как взрослая: в каждый день рождения дарит воспитателям группы открытки, сделанные своими руками.
– Отпускать от себя детей очень трудно! Привыкаешь к ним за эти годы настолько, что потом долго скучаешь. Кажется, пошёл бы вместе с ребятами в школу, только бы быть рядом… И бывает обидно, когда подросшие наши детки перестают нас узнавать на улице. Но тех, кто считает нас родными всю жизнь, больше. Вот, например, встречаясь с Викой Акимовой, мы всегда обнимемся, она поинтересуется: "А вы в садике ещё работаете?".
На выходе у Елены Сергеевны очередная её группа. К каждому ребёнку воспитатель относится с любовью и уважением, не пытается кого-то выделить. Дети, безусловно, повзрослели. Мальчикам уже интереснее играть не с машинками, а в настольные игры. А девочки отдают предпочтение не только куклам, но и пятнашкам, например.
На выпускном вечере всплакнёт тихонько воспитательница, глядя, какими взрослыми и красивыми стали её недавние малышки… Вспомнит, как принимала в свои руки трёхлетних маленьких недотёп. И порадуется тому, что помогла им стать развитыми, уверенными в себе, способными на следующий шаг в большую жизнь.