По результатам проведённых в 2016 году прокуратурой района проверок соблюдения требований природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления выявлены многочисленные нарушения.
Так, больше всего нарушений выявлено при осуществлении хозяйствующими субъектами деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов в отсутствие соответствующей лицензии.
Согласно Федеральному закону № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 года подлежит лицензированию с 1 января 2016 года не только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, но и по сбору, транспортированию, обработке и утилизации опасных отходов. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют своё действие до 1 января 2019 года.
Порядок лицензирования закреплён Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года.
В соответствии с Постановлением Правительства "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности" РФ № 1062 от 03 октября 2015 года лицензирование деятельности в области обращения с отходами на территории края осуществляется Управлением Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Красноярского края.
Порядок оказания государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, адреса мест для направления документов, перечень документов, необходимых для получения лицензии установлены Приказом Минприроды России "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности" № 379 от 01 июля 2016 года.
Осуществление деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления в отсутствие лицензии в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечёт административную ответственность в виде штрафа на должностных лиц – от 4 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц – 40 000 до 50 000 рублей.
Согласно закону органы местного самоуправления наделены полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе и в области обращения с отходами. А именно – в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Однако значительное количество нарушений связано с неисполнением органами местного самоуправления полномочий именно в этой сфере.
В связи с этим напоминаем, что Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и сельских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Таким образом, возложенные на органы местного самоуправления федеральным законодательством обязанности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами подлежат беспрекословному исполнению.