Будто весточку из глубины веков шлют нам наши предки, когда археологи находят предметы, к которым прикасались их руки. Сегодня речь пойдёт о находках археологов на территории Аркадакского Прихопёрья периода бронзового века. На их основе попытаемся проанализировать, как жили наши предки, какие мировоззренческие основы имели, какими они были людьми. А расскажут нам об этом орнаменты на найденных артефактах.
Сегодня мы можем только предполагать, что орнамент наносился на многие предметы быта и даже кожу людей в виде татуировок, о чём свидетельствуют элементы орнамента на алтайских мумиях. Однако эти источники в большинстве своём нам не доступны, так как тленны. Орнамент сохранился на глиняных сосудах. Определённо, что в древности орнамент наносился не для украшения, как в настоящее время. Наносился и не с учётом представлений гончара о красоте, а для более важных моментов. Например, орнамент рассказывал, для каких целей должен использоваться сосуд, кому он предназначен, какую роль должен играть в обряде. Ведь все хозяйственные занятия и сам быт сопровождались в древности магическими действиями, молитвами и заклинаниями. По орнаментам "свои" узнавали "своих" и отличали "чужаков", пришлых, у которых были другие орнаменты на сосудах.
Смысловые основы древней символики.
Какой же смысл заложен в орнаментах, и есть ли он вообще? Совсем недавно на них смотрели как на украшения или, в лучшем случае на попытку знаками, символами "оградить" племя, род от злых духов. Однако я поддерживаю точку зрения тех исследователей, которые считают, что смысл орнамента был гораздо глубже. Ведь искусство бронзового века отражало очень сложное мировоззрение человеческого общества.
За длительную практику в моих руках побывало немало артефактов с Аркадакского Прихопёрья, которые я пытался самостоятельно анализировать.
Итак, у села Крутец в Аркадакском районе археологом Лопатиным в 1994 году был раскопан курган, где обнаружено погребение жреца. Сосуд из этого погребения хранится в Аркадакском краеведческом музее. Он орнаментирован ёлочкой. Исследователи древних орнаментов не сомневаются, что ёлочка - это изображение Мирового дерева. У вертикальной ёлочки вершина - верхний, ветви - нынешний, низ - подземный миры. Таковы были представления древних об устройстве Мира. Когда же Мировое дерево обозначалось перевёрнутым или опрокинутым, то это считалось символом потустороннего мира, где всё наоборот. Крутцовский сосуд с горизонтальной ёлочкой как раз и символизирует встречу с потусторонним миром. Это понятно, так как он сопровождал погребение самого жреца, который при жизни, наверное, вызывал страх и уважение соплеменников. Такая же горизонтальная ёлочка украшает фрагмент сосуда, найденного у села Чиганак.
Другой, часто встречающийся орнамент на сосудах эпохи бронзы, - Змей, который изображался в виде символического зигзага. Вероятно, он окружает Мировое дерево, в роли которого выступает сам сосуд. Типичным примером этого символа является орнамент фрагмента керамики с поселения у озера Шляпа.
Тройной зигзаг есть на сосуде с Алёнкина кургана, который хранится в Аркадакском краеведческом музее. Он украшен дополнительно ещё и ветвями Мирового дерева, которые почему-то расположены в одну сторону.
Почему Змей имеет такое широкое распространение в древних воззрениях? Ответ я нашёл в древних мифах. Так, в древнеиндийской Ригведе змеевидное чудовище Вритру преградило путь всем ручьям и рекам и грозило поглотить всё живое, всю Вселенную и даже богов. Только бог Индра победил Змея. Воды, пленённые в его чреве, вырвались наружу и, сметая всё на своём пути, потекли к Океану. Похожий миф существовал у многих народов. Во всех этих мифах герой-победитель связан с небом, а Змей - с царством мёртвых. Бог убивает противника, после чего освобождаются подземные воды, проливается дождь на землю. С древнейших времён Змей был двойственным существом. С одной стороны он опасен, олицетворяет тёмные потусторонние силы, а с другой связан с плодородием, землёй, дождём. Вода, капли изображались в виде точек, вдавлений - ещё один символ. Такой зигзаг с каплями мы видим в орнаменте сосуда, найденного у посёлка Летяжевский санаторий.
Уникальная находка у озера Шляпа.
Но наиболее информативной находкой за всё время моей археологической деятельности является округлобокий горшок, найденный на поселении у озера Шляпа в Аркадакском районе. Понять смысл его орнаментации непросто. Сразу бросается в глаза, что он нанесён в трёх зонах. На наш взгляд это символизирует характерную для индоевропейской мифологии вертикальную троичность мира - подземный, земной и небесный. По верху расположены две горизонтальные линии - символ небесного мира. Ниже расположен пояс из двух линий и вдавлений между ними, которые отмечают срединный мир - земной. Все линии, обходя вокруг горшка, замыкаются в круг, который может символизировать как границу, отделяющую космос от хаоса, так и временную цикличность земной жизни. Ниже расположен орнамент из четырёх двойных треугольников углами вниз. Треугольник является древнейшим символом женского начала или головы быка. Оба они связаны с плодородием. Треугольников четыре. Число четыре связано с земледельческими культами. Есть четыре стороны света: север, юг, запад, восток. Наконец, есть четыре времени года: весна, лето, осень, зима. Кстати, древние греки и римляне исчисляли ход времени по четырёхлетиям лунных годов.
Внутри каждого из больших треугольников помещены три малых пересекающихся треугольника углами вверх. Скорее всего, это аналогии с женской грудью или идущее из неолита обозначение дождевых туч. Треугольники выполнены двойными линиями, а между ними нанесены вдавления.
Двойные линии здесь символизируют вспаханную землю, борозду, тем более что внутри них находятся вдавливания, которые, возможно, означают брошенные в землю зёрна. Малых треугольников три.
Число три - первое из магических чисел у всех народов и основа всех духовных феноменов. Время делят на прошлое, настоящее и будущее, пространство делится на длину, ширину и высоту. Число три обозначает рождение, жизнь и смерть; ум, тело и дух. Три человека: отец, мать, ребёнок составляют основу жизни. По индийской мифологии Вселенная разделена на Подземелье, Землю и Небо.
Внизу сосуда по кругу нанесены девять заштрихованных треугольников углами вверх. Это может означать вечность и неизменность происходящего в мире. Ведь число 9 означает троекратное повторение триады, мощное утроение трёх миров. На 9 день душа умершего попадает в рай или ад. Женщина в чреве своём 9 месяцев подготавливает к рождению новую жизнь.
Нижние треугольники внутри имеют по пять штрихов. Число 5 с древнейших времён устойчиво связывалось с потусторонним миром, преисподней и смертью. У древних египтян тело умершего разделывали пять бальзамировщиков. Они помещали внутренние органы в пять священных сосудов. У Христа, распятого на кресте, пять ран. Число пять символизирует грехопадение человека. Можно предположить, что число пять оформилось в магическое исходя из того, что у человека пять пальцев на руке, две руки, две ноги и голова, а также в результате суммирования возможных для человека направлений. Направления такие: четыре стороны света и вертикаль к земной поверхности. Только бог способен быть на небе, спускаться и на землю, бывать в преисподней как небесный огонь. Стало быть, пять штрихов в треугольниках связаны с потусторонним миром, со смертью, которой завершается всякая жизнь.
Подсчитав общее число гусеничных вдавливаний в трёх уголках внутри каждого из четырёх больших треугольников, нетрудно заметить, что оно колеблется от 27 до 29 и приблизительно равно числу суток в лунном месяце. Заметим, что они располагаются в трёх треугольниках по 9 штук. Исследователи календарных орнаментов считают, что в основе сакральной значимости числа три лежит количество визуально наблюдаемых фаз Луны - три фазы по 9 дней (умирающая Луна, нарождающаяся Луна и полная Луна). Каждое заметное изменение фазы длится три дня. В Древней Индии неделя длилась 3 дня и в буквальном переводе означает "смена", изменение". Наверное, фаз Луны? В лунном месяце (27 ночей) насчитывается 9 трёхдневных недель. Стоит отметить, что максимальное количество суток, когда Луна совсем не видна на небосклоне, тоже три. Всего получается тридцать суток. Так что не исключена возможность того, что на сосуде изображены 4 лунных месяца. Может быть, самых важных, в течение которых происходит зарождение и созревание растений: май, июнь, июль, август. Это может быть и полный годовой календарный цикл - четыре времени года по три лунных месяца. Я думаю, что 62 вдавления между двумя линиями земли наверху сосуда также не случайны. Они могут обозначать какой-то большой природный или астрономический цикл, замеченный древними. Если это так, то перед нами налицо зачатки научных знаний.
Сосуд признан уникальным саратовскими археологами. В ближайшее время он займёт достойное место в Аркадакском музее.
Знаки Земли.
Ещё одним древнейшим символом в искусстве первобытных сообществ является ромб. Исследователи древнего орнамента считают, что как треугольник, так и ромб - "знаки земли". Причём, простой ромб - это символ женского начала в природе, а цепочка ромбов изображает Мирового Змея или основу жизни. Может быть, не случайно в библейском рае именно Ева встретилась со Змеем? В Саратовском краеведческом музее есть сосуд с изображением змеи, которая кусает себя за хвост. Близкий сюжет мы видим на сосуде, найденном у села Чиганак. По верху сосуда опять наблюдаем круговые линии - символ небесного. Ниже - цепочка ромбов, внутри каждого из которых пять штрихов. Как я уже говорил, пятёрка связана с потусторонним миром. Такая цепочка ромбов должна пониматься как вечное рождение и смерть. Связь жизни и смерти символизируют и треугольники углами вверх внизу сосуда (символы женской груди, дождевых туч, несущих влагу, а значит жизнь). Они заштрихованы опять пятью косыми линиями. Мы считаем, что в целом орнамент чиганакского сосуда близок к модели мира, Вселенной.
Самой уникальной находкой в моей практике является клад медных вещей, обнаруженных вместе с керамикой эпохи энеолита южнее села Красный Полуостров на поселении Караулка вместе с керамикой эпохи энеолита. Датируется пятым тысячелетием до нашей эры. Он представляет собой комплекс медных предметов из семи желобчатых пластин и одного пластинчатого изделия в виде ромба, усечённого в верхней части. Клад хранится в Балашовском краеведческом музее. Центральная часть ромба имеет овально-выпуклую поверхность, на трёх углах пробито по два отверстия, с усечённой стороны их четыре. В левом углу в одном из отверстий сохранилось колечко из медной проволоки. Можно предположить, что найденные предметы являлись украшением. Возможно, оно дополнялось какими-то другими элементами: шнурками, ленточками, хвостами животных и тому подобное.
Ромбовидный предмет Завьяловского клада пока не находит точных аналогов в энеолитических комплексах Восточной Европы. Не исключено, что по своему характеру, назначению и очертаниям это было антропоморфное изображение, близкое женским статуэткам трипольской культуры, в орнаментации которых присутствуют элементы из треугольников и ромбов - символов женского начала и плодородия. Овал же в центре ромба является символом беременной женщины, дающей жизнь.
Реконструкция образно-символической составляющей культур эпохи бронзы - сложнейшая задача, и предложенная мною интерпретация древней символики далека от совершенства. Но вполне вероятно, что анализируемые предметы выполняли в жизни древнейших жителей Прихопёрья важнейшую мировоззренческую роль, были той книгой, по которой воспринимало этот мир вступающее в него потомство. Нужно заметить, что указанные древнейшие символы сохранились в народном творчестве и проявлялись в сюжетах резьбы по дереву, вышивки, кружевах, которые совсем недавно были также понятны нашим предкам. Но это совсем другая тема, которая ждёт своего исследователя.
В. Быков, руководитель НОУ "Археолог" Семёновской средней школы.
Фото Валентины ЕВДОКИМОВОЙ.