Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационный ресурс Аркадакского муниципального района (Саратовская область)

Саратовская область
телефон: 8(84542) 4-11-45
e-mail: sel-nov@yandex.ru

Живой родник

О роднике села Братское, что на границе с Калининским районом, о роднике в Чиганаке были публикации в "Сельской нови". Пришла пора рассказать и о нашем роднике. С родником, что в Малых Сестрёнках, мы беседуем, как с живым существом.

Тёплым вечером, когда солнце клонилось к западу, и край его почти касался земли, привычная с детства дорога среди полей привела нас в укромный тихий уголок недалеко от совсем маленького села Малые Сестрёнки. Там, в овражке, в неприметном месте ждал нас наполненный свежей и прохладной водой родник. Это была не первая встреча с ним. Но всякий раз, попадая в это заветное место, каждый из нас испытывает особое, трепетное чувство от предвкушения встречи с удивительным источником, который у нас считается святым. Я знаю, что в нашем районе есть несколько святых источников, к которым люди спешат за исцелением телесных и духовных недугов. И многие получают желаемое. О роднике села Братское, что на границе с Калининским районом, о роднике в Чиганаке были публикации в "Сельской нови". Пришла пора рассказать и о нашем роднике. О нём ещё никто не писал.

С родником, что в Малых Сестрёнках, мы беседуем, как с живым существом. В мыслях звучат строки из песни нашего современника иеромонаха Романа Матюшина.

Если тебя неудача постигла,

Если не в силах развеять тоску,

Осенью мягкой, осенью тихой,

Выйди скорей к моему роднику.

За родником - белый храм, кладбище старое.

Этот забытый край Русь нам оставила.

Почти всё так, как у нас в селе Малые Сестрёнки. Только вот жаль, не сохранился каменный храм во имя Архангела Михаила, который был построен в селе в далёком 1870 году. До его постройки М. Сестрёнки относились к приходу Введенской церкви в селе Андреевка. Об этом свидетельствуют метрические книги, хранящиеся в Саратовском областном архиве. Построен был храм чаяниями прихожан. Посещали его крестьяне с приписных деревень: Чиганака, Александровки (Лихачёвки), хутора мещан Карповых и станции Кистендей. О красоте и величии того храма и сейчас можно судить по кованой изгороди, которая была перевезена в село Кистендей, и как памятник прошлого хранит остатки своей былой красоты, являясь произведением искусства.

Про святые источники говорят, что это в большинстве своём родники, расположенные в труднодоступных местах, над которыми людям являлись лики Божией Матери. Вода в них считается святой и обладает чудесными исцеляющими свойствами.

Рождению нашего родника тоже предшествовала удивительная история. Её до сих пор, как легенду, передают от поколения к поколению. Случилось это примерно в 1920-м году. Жившей на хуторе Карповых Марфе Карповой во сне голос указал пойти на ту сторону оврага, в определённое место.

- Там, выкопав яму на склоне, найдёшь святую икону, и на этом месте забьёт родник. Это будет святой источник, - повелел голос.

Марфа рассказала о своём сне жителям хутора. Они пошли вместе с ней на указанное место, стали копать и действительно нашли икону. Они передали её в местную церковь в Малых Сестрёнках. Через некоторое время на этом месте появился родник. Люди заметили, что набранная в день Крещения Господня в этом роднике вода, не портится весь год. И признали его святым.

После этого у источника по праздникам стал собираться народ, иногда на его поверхности некоторые видели лик предположительно Богородицы.

Правда это или нет - трудно сказать, но люди до сих пор идут к источнику, и вода в нём действительно чудесная. Она помогает многим. Что это? Самовнушение или что-то другое? Но мы в свой родник верим.

"Первооткрывательница" его - Марфа Трофимовна Карпова - реальный человек, но личность весьма загадочная. Не я одна, но и другие исследователи пытались найти о ней какие-то сведения. Краевед из Саратова Андрей Карпов, предки которого основали хутор недалеко от Малых Сестрёнок, многое для этого сделал. Так вот, по его данным, до 1918 года следов её пребывания на Карповом хуторе нет. Таким образом, если следовать логике, вся история с иконой и родником произошла где-то между 1919-1922 годами. В эти годы Марфа уже числится среди жителей хутора. Двое её сыновей, Александр (1915 года рождения) и Борис (1919 года рождения), были по отчеству Борисовичами. Но ни одного Бориса до 1918 года среди Карповых точно не было. Так что замуж на хутор за Бориса Карпова она выйти не могла из-за отсутствия такового. Можно предположить, что Марфа жила примерно до 1919 года где-то рядом, возможно, в Сестрёнках. Была замужем за неким Борисом, вероятнее всего за Исайкиным. После рождения второго сына, Бориса Борисовича, она овдовела, и вышла замуж на хутор Карповых, скорее всего, за вдовца. Это было не редкостью в те годы.

После истории с иконой и смерти второго мужа (это произошло, вероятно, где-то в 20-30-е годы) жила до старости на хуторе с сыновьями.

Вот такая легенда сопутствует нашему роднику. Я хотела бы, чтобы как можно больше людей узнали о его существовании. Возможно, кто-то ещё что-то знает о нашем роднике. Ведь до сих пор неизвестно, что за икону нашли жители хутора, кто на ней был изображён. Хочется, чтобы у этой истории было продолжение.

Елена Липезина, заведующая филиалом "Кистендейская сельская библиотека".

Автор: Валентина Евдокимова

По этой теме: Аркадакский район. Краеведение. Малые сестренки

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1226

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика