Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационный ресурс Аркадакского муниципального района (Саратовская область)

Саратовская область
телефон: 8(84542) 4-11-45
e-mail: sel-nov@yandex.ru

Расскажу о дедушке

Хороший глазомер, хороший слух, хорошая память и ещё трудолюбие и величайшая ответственность - всё это было свойственно жителю села Баклуш, участнику Великой Отечественной войны Николаю Дмитриевичу Мугрузину.

Светлана Владимировна Дворникова - социальный педагог городской средней школы №2. Мы беседуем с ней в редакции газеты накануне 71-й годовщины со Дня Победы.

- Мой дедушка по отцу Николай Дмитриевич Мугрузин - участник Великой Отечественной войны, - рассказывает она. - Он родился и всю жизнь, за исключением военных лет, прожил в Баклушах. Каждое лето я проводила у них с бабушкой, Валентиной Семёновной. Добрые, гостеприимные, трудолюбивые, отзывчивые люди. Они для меня были просто бабушка с дедушкой. Как я жалею сейчас, что не расспрашивала их о прожитом, о пережитом. Особенно было бы интересно поговорить с дедушкой о войне. Только когда он ушёл, стало понятно, что с ним утерян кладезь уникального опыта, знаний, воспоминаний.

Действительно, когда внуки растут, общение с дедушками сводится к тому, что он доставал из кармашка расчёску и аккуратно причёсывал растрепавшиеся детские волосы, учил забивать гвозди в старый пенёк или брал с собой в поход за грибами и рассказывал, какие собирать. И только когда вырастаешь, а дедушки уже нет в живых, понимаешь, как много мог бы он рассказать интересного.

Так и у Светланы Владимировны дедушка, который работал на разных работах в колхозе, а в последнее время, будучи на пенсии, простым сторожем, на самом деле был уникальным человеком хотя бы потому, что в войну имел профессию авиационного механика. Это подразумевает обладание такими природными качествами, как хороший глазомер, хороший слух, хорошая память, развитое разностороннее мышление, умение быстро концентрировать внимание, быструю реакцию, наблюдательность. И ещё это подразумевает дисциплинированность, терпеливость, исполнительность, аккуратность, недюжинную физическую выносливость. Всё это в полной мере ему было свойственно в 20 с небольшим лет! Николай Дмитриевич вернулся с войны, когда ему исполнилось 24 года.

Тогда уже у него за плечами были учёба в Вольской авиатехнической школе, куда его направили после мобилизации на Великую Отечественную войну, боевой путь в составе 248-го истребительного полка 16-й воздушной армии, командовал которой генерал Руденко. Вместе с ней он прошёл Курскую битву, участвовал в Черниговско-Припятской операции, Белорусской операции "Багратион", Бобруйской, Минской, Барановической операциях, Люблин-Брестской.

Как авиамеханик, Николай Дмитриевич Мугрузин просто обязан был отлично знать основные технические данные и конструкцию самолётов, которые обслуживал, понимать устройство двигателей и принципы работы основных технических узлов, правила их эксплуатации, технологию технического обслуживания. Индивидуальные особенности каждого летательного аппарата. Ведь именно авиамеханик обслуживает самолёты, готовит их к вылетам. Деревенский паренёк так глубоко осознавал свою ответственность за жизнь лётчиков, стрелков, сидевших рядом с пулемётами, да и за выполнение конкретных заданий лётчиками, что мог с закрытыми глазами на слух определять неисправности и проводить регулировку самолётов. И всю душу вкладывал в порученное дело. Если необходимо, демонтировал двигатели и другие системы самолётов, проводил их комплектование и консервацию, устранял неисправности.

Нередко аэродромом служили колхозные поля, укатанные катком. После каждой посадки грязь забивала шасси и все другие механизмы. Автомеханики её подолгу выбирали и вымывали оттуда, иначе не убирались на место шасси и закрылки.

В 1995 году корреспондент нашей газеты Валентина Панова встречалась лично с Николаем Дмитриевичем Мугрузиным. Результатом этой встречи стала зарисовка "Где же вы теперь, друзья-однополчане?" Но не все воспоминания легли в основу этой зарисовки. Всё же не опишешь. Так вот, за кадром остался рассказ Николая Дмитриевича о том, как жили авиамеханики в землянках рядом с взлётной полосой. Спали на мешках с соломой, по два-три дня не раздевались. Чуть свет, каждый бежал к своему самолёту, чтобы подготовить его к выполнению задания. Когда вылет был срочный, забывали об отдыхе и еде. Перед каждым вылетом надо было заправить самолёт. Влить в него около 800 литров бензина, которых хватало на два часа полёта. Потом заправить его маслом, водой, сжатым воздухом. Это надо было делать перед каждым вылетом. А вылетов бывало по три-четыре в день… Тогда в землянку Николай Дмитриевич не уходил, валился, как подкошенный, и спал прямо на земле под крылом самолёта.

Иногда лётчики просили: "Ты налей мне поменьше бензина. Я лучше две лишние бомбы возьму". Он делал, как просили. Каждая бомба была на счету, когда бомбили эшелоны, переправы.

Бомбили и наши аэродромы с самолётами. Однажды 500-килограммовая немецкая бомба упала прямо на лётное поле. Но не взорвалась. У неё в воздухе оторвался стабилизатор. Сапёры не решились её обезвреживать. Всех эвакуировали и стали дожидаться, когда бомба сама взорвётся. А ребята из землянки, где жили авиамеханики, не стали уходить. Сказали: "Лучше мы отоспимся за это время". Много было смеха потом, когда вспоминали: "Выходит авиамеханик из землянки и спрашивает дежурного: "Взорвалась?" То есть они считали, что так крепко спали, что не услышали бы, как взорвалась бомба". Она бы пол-аэродрома разнесла.

Вот так преодолевали страх. А бомба так и не взорвалась. Уволокли её куда-то с поля и продолжили работать.

Всю жизнь Николай Дмитриевич гордился, что готовил к боевым вылетам самолёт самого Дмитрия Григорьевича Мирошниченко, старшего лейтенанта, командира авиаэскадрильи 248-го истребительного полка. Шестого октября 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза. Дмитрий Григорьевич сбил во время Курской битвы 15 вражеских самолётов. Это была их общая победа.

Капитан Холодный, чей самолёт наш земляк тоже готовил к боевым вылетам, сбил 13 вражеских самолётов.

Николай Дмитриевич считал, что сам он чудом остался в живых за это время. Столько было разных переделок, в которые попадал их полк.

Маршал авиации, командующий 16 воздушной армией С.И. Руденко в сборнике "Курская битва" писал: "Я много наблюдал воздушных боёв, но такого упорства, такой стремительности, такого мужества наших авиаторов мне не приходилось видеть ранее".

Ратный труд авиамеханика из Баклуш не остался незамеченным. Он имел медаль "За боевые заслуги", орден Отечественной войны второй степени, медаль "За освобождение Берлина". В приказе по 248 истребительному авиационному полку Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1944 года говорится, что механик, авиационный старший сержант технической службы Мугрузин Николай Дмитриевич награждается медалью "За боевые заслуги" за отличное обеспечение 106 вылетов на боевые задания в период с 30 сентября 1943 года по 17 июля 1944 года без единого отказа материальной части по его вине. За данный период он восстановил два самолёта, повреждённых в воздушных боях с противником, заменил два мотора, два блока, произвёл 23 текуших ремонта. Лётчики обслуживаемых им самолётов сбили три самолёта противника. Материальная часть обслуживаемых им самолётов содержится в чистом состоянии и постоянной боевой готовности.

Далее Николай Дмитриевич характеризуется командованием как дисциплинированный, инициативный механик. За отличную работу имеет пять благодарностей от командира эскадрильи. Этот документ о награждении предоставила в редакцию внучка Николая Дмитриевича Светлана Владимировна Дворникова.

Было ещё одно яркое, главное воспоминание у её дедушки, связанное с Великой Отечественной. Война близилась к концу. Полк, в составе которого он находился, дошёл до Берлина. Местом его дислокации определили холмы, с которых хорошо просматривалась вся местность. После ожесточённого штурма города ещё то тут, то там огрызались мелкие группы не сдавшихся фашистов. И вдруг ночью полк подняли по тревоге. Все ждали очередного боевого задания, но им объявили, что война окончена! Что тут началось! Стрельба в воздух, салюты из ракетниц! Весь Берлин осветился огнём этих салютов. Зрелище было впечатляющим.

Но о скором возвращении домой думать было рано. Николая Дмитриевича из Германии направили в Краков. Здесь он обучал польских авиамехаников азам профессии авиамеханика до июня 1946 года.

Казалось бы, без ранений прошёл он всю войну. Когда пришёл День Победы ему было всего 24 года. Вся жизнь впереди. Но военная профессия оставила свой след на его здоровье. Попал он в Польше в госпиталь с диагнозом: "Хроническое отравление парами бензина". Это одна из особенностей профессии авиамеханика. И товарищи его, без ранений на войне, имели переломы от падения тяжестей при ремонте, травмы глаз, порезы, отравление химикатами. Не прошла война бесследно ни для кого из них.

Николай Дмитриевич родился в крестьянской семье в селе Баклуши в 1922 году. У него было два брата и сестра. Отец, Дмитрий Захарович, участник гражданской и Великой Отечественной войн, никогда не искал лёгкой жизни. И с раннего детства приучал детей к труду. Шестилетнего Николая брал с собой в поле, когда у семьи было единоличное хозяйство. При организации коллективных хозяйств перешёл в колхоз. И там трудился на совесть. Учил детей, что людей за труд уважают и за разум. Его уроки не прошли даром.

Николай Дмитриевич после войны создал хорошую крепкую семью. Вместе с женой, Валентиной Семёновной, они воспитали пятерых детей, всех выучили, всем помогли встать на ноги. Вместе с женой они прожили 47 лет. Николай Дмитриевич работал в сельском Совете, инструктором райкома партии, продавцом, в колхозе на разных работах.

Вместе с однополчанином Николаем Пименовым из Саратова в 1949 году проходил переподготовку на авиамехаников по обслуживанию реактивных самолётов. Этой профессией ему не пришлось воспользоваться. И слава Богу!

Николай Дмитриевич умер в 2011 году. После него осталась сильно разросшаяся семья - семь внуков, правнуки. В судьбе всех внуков они с женой принимали участие с раннего возраста их жизни.

По человеческим меркам они с женой сделали всё для своей семьи, достойно прошли по жизненной дороге, никогда не стремились вырваться вперёд или кого-то обойти на ней, схитрить или слукавить.

Но эта статья совсем о другом. Она - дань памяти великому труженику военного времени, авиамеханику из села Баклуши, которому врождённые качества и твёрдый характер позволили в юном возрасте в годы войны с честью выполнять возложенные на него трудные и ответственные обязанности.

Ирина Семенова.

Автор: Валентина Евдокимова

По этой теме: Аркадакский район. Баклуши. Ветеран.

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 806

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика